МЕЖДУ ХОРОШО И ПЛОХО
Еще Гераклит считал, что движение - следствие борьбы противоположностей. Потом Левкипп и Демокрит признали, что Мир состоит из противоположностей: материя и пространство; материя и время. Но что такое противоположность?
Гегель писал, что различие доведенное до предела есть противоположность. Белое и серое различны, белое и черное – противоположны. Единство противоположностей образует противоречие. Противоречие, говорил он, движет миром. Всё что развивается, противоречиво. С этим трудно не согласиться, но белое и черное не противоположны, а только различны. Цвета радуги различны, но не противоположны, так как он могут сиять все сразу. А два цвета светофора противоположны, в исправном светофоре они не могут сиять одновременно. Противоположными, то есть взаимоисключающими нужно считать только явления, которые попарно связаны через противоречие. Эту пару нельзя ни объединить, ни разъединить.
Вы знаете, как работает автоматическая система? Ну, например, самолет на автопилоте. Самолету задан курс, от которого он может слегка отклоняться влево или вправо, вверх или вниз. Он летит как бы в коридоре, где есть стены, пол и потолок. То есть между заданным курсом и допускаемым отклонением до «стены» или «пола» есть какой-то зазор. Самолет летит не строго прямо по заданному курсу, а по извилине. Техническим средствами можно уменьшать зазор, но автопилот работает, пока чувствует зазор. Если перестает чувствовать, он перестает работать.
Живое существо – это тоже автоматическая система, различающая «хорошо» и «плохо». Пока ему хорошо, оно бездействует, почувствовал плохо, начинает действовать, чтобы вернуться в «хорошо». Вот просыпается он в своей норе или гнезде, чувствует голод (плохо). Начинает действовать, чтобы найти пищу. И так всю жизнь. Жизнь идёт в узком «зазоре» между хорошо и плохо, и не может быть всегда хорошо. Этот зазор можно назвать противоречием.
Противоположными (взаимоисключающими) могут быть мысли (идеи) и действия. Но так как взаимоисключающие ощущения, мысли и действия существуют всегда парами, то только одна половина пары может в данный момент удовлетворить нас. Нам сейчас тепло или холодно? Или так, или наоборот, но мы чётко знаем тепло нам или холодно. Это свойство противоположностей идет и на мысли, и на действия. Отсюда следуют законы логики. Оба закона – и закон противоречия и закон исключенного третьего – были известны еще до Аристотеля. Он первым дал, однако, их ясные формулировки, отметил важность этих законов для понимания мышления и бытия.
Однако наряду с двузначной логикой есть и трехзначная, которую пытаются применять без закона исключенного третьего. Я полагаю, что если не учитывать, что между противоположными явлениями есть противоречие, то можно обходиться двузначной логикой, но если учесть противоречие, то будет трехзначная логика (-1, 0, +1). Но тогда закон исключенного третьего все равно есть, хотя его возможно называть иначе.
Что касается противоположных действий, то они признаются разными частными науками и назывались по разному: альтернатива, дилемма, дихотомия… Если бы наука поняла их всеобщую важность, то не пытались бы изменить их смысл. Так БСЭ (1970 г.) правильно трактовала альтернативу как выбор одной из двух взаимоисключающих возможностей (для действия). Но вышли три издания Советского энциклопедического словаря, в которых альтернативой назвали выбор одной из двух или нескольких возможностей. После моего протеста в 4-м издании словаря (1988 г.) альтернативу назвали выбором одной из двух или нескольких взаимоисключающих возможностей. Опять мимо. Взаимоисключающих возможностей всегда только две, а не несколько.
Вот так и живем, академики ошибаются, но поправить их нельзя. Они вне критики.
7.02.2018 г. Павел Каравдин