Высотные здания, наверное, строили для созерцания жизни. Ведь человеку, смотрящему вниз (в буквальном смысле) сверху видны какие-то потоки, тренды массовые. Интересно наблюдать, например, опять же сверху, как паркуют свои автомобили во дворах. Мест как всегда не хватает, а джипов переизбыток. Ну что еще в кризис покупать? Сразу видно - соскучились по барству. Явно. Кто-то выезд другим преграждает, кто-то коммунальные авто блокирует. Еще бы скорость и широта возможностей приобретения собственности «опьянила многие головы». Пошла явная «джипизация» сознания. Надо ж показать всем, что «у нас иной статус» и требуется иное к нам отношение. Некоторым кажется, что тротуар специально для их авто (родного) заасфальтировали. И впрямь. Для кого ж еще? Сносит богатство головы многим. Ой, как сносит! Некоторые объясняют это реакцией на уравнительные механизмы или отсутствием предпринимательского опыта. Запоздалой, наверное, реакцией. Иные сваливают на прошлый опыт, что де в нашей стране все неустойчиво и лучшее вложения – это «пожить здесь и сейчас».
Всегда интересовал вопрос: как и когда люди с богатством непременно приобретают циничность. В придачу что ли дают? Или налоговая им советует: Поздравляем Вас, можете теперь показать вот такое ваше Мурло. И нечего стесняться. Вы заслужили это. Право же смелее. А вам чуть еще рановато. Недоворовали еще. Отстаете. Или есть необходимая маска, набор привычек для обозначения статуса? Может, сам жизненный опыт(предательство и ненадежность окружения), может материальный достаток или «не наша» пища вкупе с эспумизаном? Непонятно. Уповать, что жизнь сама всему научит? Может, но «боюсь, что жить в эту прекрасную эпоху» немногим будет дано.
Хотя мы многое что ждали. И коммунизм, и отдельное жилье, и удвоение ВВП. И почему-то все как-то не срослось. Для большинства. Вообще мне интересен очень выбор транспорта. Неужели это и есть маркер твоего статуса? О Боже. И это все?? А вытянутая в окошко рука с сигаретой равной делает тебя с нуворишами? Не скучно? Что ж! И это было. И был НЭП с его разухабистой манерой кичиться богатством своим. И малиновые пиджаки были. А мне как-то все метро милей. «Я с детства не любил авто, другое дело для меня метро». И не в силу простоты (хотя почему бы и нет?) или напускной демократичности. Удобно, быстро и, главное, познавательно. Сама архитектура, совершенно необычная для транспортного гиганта, чистота и одновременно деловитость и впрямь завораживают. Прекрасно помню, как в 1967 году в моем Баку запустили метро. Мы со всем классом целую неделю просто так ездили, любовались красотой станций. Как-то в порыве энтузиазма северный поэт в 30-е годы писал: «А на встречу мне мигают (в другом варианте - сверкают) вестиблюи, вестиблюи». Вот такие «вестиблюи» и встречают нас до сих пор. Для многих туристов посещение метро - это знак (стигма) пребывания в Москве наряду с Красной площадью и МГУ. Сэлфи на станциях не редкость. Не зря Мао Цзэ Дун на вопрос о визуальном аналоге коммунизма, ответил «как московское метро». Точно по расписанию, чисто и все равны. И не казарма ведь! Чем не слепок и паттерн социалистического быта? А какой калейдоскоп лиц. Похлеще, чем «Фауст Гете». Вообще метро, в особенности, московское ждут своего Артура Хейли для описания всей панорамы людей и характеров. Какая же палитра героев здесь! А для меня метро это и некая оптика, ибо здесь воочию видны изменения в стране. Причем, реальные. Практически не стало торговцев и попрошаек. Стало еще чище и «благороднее», избавившись от «лавочников и менял». Они уж точно не вносили красоты. А что они (менялы) красят? Не зря видно их все как-то гоняют и гоняют. Правда никак не выгонят. Радует, что в метро многие по-прежнему читают. Иногда и серьезные книги. Такое, по моим наблюдениям, пока еще лишь у нас, в Лондоне, в Токио и в Пекине. Конечно же, и в других городах читают, но чаще цветные журналы. А жаль. Ну что ж время такое.
Каждому времени свои атрибуты. Возвратилась некая толика вежливости, больше стали уступать мест женщинам и старикам. И практически нет граффити, они уж точно уродовали наши вагоны. Как-то вывел формулу (профессиональная болезнь, наверное) вежливости (воспитанности в метро): сколько секунд тебя разглядывают. Знаю о несовершенстве формулы, о привлекательности чьей-то. И может это рейтинг деловитости. Но в среднем есть некая временная константа разглядывания иного. Так вот Москва, Лондон и Нью-Йорк по времени (сам засекал) меньше всех разглядывают других. И как бы пропел Носков: «Это здорово»!!! Это не игнорирование общества, а, принятие того, что люди бывают и должны быть разными. Есть чем заняться и есть некая доля самодостаточности. Может в этом и секрет благоговения перед метро, что здесь обычный наш человек. Тот наш обычный, еще не испорченный «глобальным сквозняком». Не олигархи (было б смешно их видеть в метро), не воротилы с бирж и даже не футболисты. А те, кто утром постоянно едет на работу или учебу, везет детей в сад или в школу. Вечером стремится домой. И в этом их (наше) общее счастье. Вот парень совсем молодой ограждает свою девушку от чужих прикосновений. Ему кажется это унизительным для него, как же так… кто-то еще ее трогает. Причем, делает это не картинно. Он в этом искренен. Сохрани ты эти качества, незнакомый парень, надолго. Или бабушка, что регулярно возит своего внука. Ей хочется и потискать его и поцеловать, но он уже взрослый. Как же. Ему уже почти 10, а тут нежности. Да еще при людях. Что он девчонка что ли? Вот парень–кавказец заботой окружает свою мать. Пусть он и не богат, не очень удачлив, но для матери, я уверен, организует поездки по Москве, думая, что мама ни о чем не догадывается. На нашей линии очень часто из Внуково едут разные детские спортивные команды. Все смешные очень. Но видно по фигуре и стати, что за ними труд. И немалый. Они не просто приехали в столицу. Не туристами. А покорять, зная, что на вершине Олимпа мало места! Вот этим и хорошо в нашем метро. Здесь все, кроме нуворишей. А может так и надо? Хорошо же без них! Давайте отпустим Дуньку в Европу!