Праздник Пасхи имеет для русского человека особое значение. Хотя я и склоняюсь к той мысли, что в современности наше население больше поднаторело в фанатизме и набожности, нежели в стремлении к святости. Все же, религиозность остается одним из существенных свойств русского человека. Не зря именно через нее, через религиозность, русской ментальности Н. А. Бердяев объясняет факт легкого принятия нашим населением идеи коммунизма, который лег как зерно в благодатную почву, сместив объект веры с Бога, на общечеловеческое счастье (см. Н.А. Бердяев. Истоки и смысл русского коммунизма).
Но, будучи праздником религиозным, Пасха несет в себе особую магию, будоражит какие-то внутренние, духовные основы человека. Вот что по этому поводу писал историк русской философии и по совместительству протопресвитор В.В. Зеньковский: «Не случайно праздник Пасхи, это торжество света над тьмой, получил исключительное место в богослужебной жизни русской Церкви» - и верно то, что когда-то подчеркнул Гоголь, что нигде (даже на православном Востоке), этот праздник не празднуется так, как в России. Восприятие мира в лучах пасхальных переживаний лежит в самом центре русского религиозного сознания, - без этого не понять его.» (см. В.В. Зеньковский, История русской философии)
И все же мысль, которая будет мною высказана, несколько отклоняется от официальных позиций Русской Православной Церкви, в вопросе толкования (в богословии это называется «экзегетика») воскресения Христова. С официальных позиций, как мы знаем, Пасха – есть праздник победы добра над злом, жизни над смертью. И это,безусловно, так. Но когда мы говорим об этом, мы как бы соглашаемся с тем, что наше собственное мышление существует в рамках причинно-следственной парадигмы. То есть, мы абсолютно уверены в том, что если нечто имеет начало, то рано или поздно этому придет конец. То, что когда – либо родилось, так или иначе должно умереть. Для того чтобы выйти за рамки этого мышления мы должны разграничить два понятия, а именно: «бессмертие» и «вечность». Потому как возникает огромный соблазн толковать воскресение Христа именно через идею бессмертия Духа. Однако, мы должны четко понимать, что бессмертие – есть то, что имеет начало, но не имеет конца. Вечность же есть то, что не имеет начало и конца, но ЕСТЬ ВСЕГДА!
Бессмертными были божества древнегреческой культуры, бессмертными были богатыри русских сказок. «Но все это мифология и примитив», - скажем мы себе. Но разве не будет являться примитивом наше «бессмертное мышление». Ибо как христиане мы уверены, что мы имеем начало, каждый из нас, и это день нашего рождения. Но, опять-таки, как христиане, мы лелеем мысль о загробной жизни. Думаем о том, что пройдя через все страдания, мы, наконец, обретем вечный покой в Царствие Божием. Верим, что начавшись однажды, мы, как бессмертные души, никогда не закончимся. И это есть мыслимый предел «бессмертного мышления».
Смерть же Христа является отрицанием самой идеи бессмертия. Но воскресение Его уничтожает и причинно-следственную парадигму. Воскресение и следующее за ним вознесение пронзает своим светом насквозь, как вертикаль, горизонтальный цикл рождения и смерти. Вечность, вечность приходит на смену времени и цикличности. Через воскресение вечный Дух утверждает себя как вечно сущий, как то, что не «было» и «будет», но есть сейчас и всегда!
«Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.
На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет,- и Ты видел Авраама?
Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Евангелие от Иоанна. Глава 8, ст. 56-58).
Таким образом, святое Христово воскресение, наша православная Пасха, открывается нам не просто как победа жизни над смертью, но как праздник вечности Духа. И присутствуя на пасхальной службе, сопереживая происходящему, мы единимся во Христе вечно сущем, чувствуем и «вечным мышлением» понимаем, что я, ты, мы, здесь и сейчас есть вечный Дух!


