Сообщество «Философия истории» 11:30 14 октября 2021

Метафизика денег

В традиционном обществе деньги рассматривались как некий оберег

«Изначально… деньги, вернее монеты – традиционный предмет, используемый в сакральных ритуалах, чья символика восходит к мандале, магическому кругу, - пишет О. В. Фомин. - В Индии металлические пластинки с нанесенными на них сакральными знаками – так называемые янтры — до сих пор используются для концентрации сознания. В Древней Греции монета – «проходной билет» на Элевсинские мистерии… Никакой экономической функции в первоначальном бытовании монеты мы решительно не обнаруживаем… Слияние сакральной функции с экономической, по всей видимости, обусловлено холистической интенцией, стремившейся все подчинить сакральному, все вовлечь в его сферу…» ("Денница-капитал и его отчуждение").

От себя добавлю, что в традиционном обществе деньги рассматривались как некий оберег, защищающий человека от экспансии небытия. Отсюда и круглая форма монеты, ведь окружность — это обережная граница. (Достаточно вспомнить Хому Брута, рисующего круг мелом.) Монета указывала человеку на то, что обмен ограничен (круг - граница), и его нельзя возводить в абсолют. В современном обществе деньги перестают быть оберегом. Сначала они становятся бумагой и пластиком (карточка), что уже есть проявление некоего утончения, виртуализации (как формы идеализации). Потом возникает пластиковая карточка, которая как бы укрепляет бумажку, концентрируя всю совокупность личных Цифр в одном. Но тут же и появляются «виртуальные деньги», которые уже есть практически полная «абстракция».

Таким образом, обмен (но не обережная защита) конкретных вещей воспринимается как некое таинство, которое воплощается в чем-то «духовном». Деньги воспринимаются как незримые, «духовные», «ангелические» сущности, выступающие посредником между «божественным» капиталом и людьми. А на зримом своем уровне (банкноты, монеты, карточки и т. д.) они являются совокупностью идолов, обильно смазанных кровью.

И здесь очень важно обратить внимание на солярный и лунарный аспекты денежного обращения. Золотые монеты традиционного общества были символами Солнца. Особенно мощный символизм налицо, когда монеты содержали изображения Государей. А Государь – предельно солярен. Вспомним образ Солнце-Кесаря, Колак-сая, здесь русское, скифское понимание Царского символизма.

Солнечные монеты символизировали, что обмен происходит в «режиме Солнца», люди как бы соизмеряли «вещи» с Великой Звездой. И она «регулировала» сам процесс обмена. Это в обществе Света.

Потом, в эпоху лунных революций, пришло время бумажек. Если «редкое золото» стоило себя - и было себе адекватно, то бумажка, сама по себе, не стоит почти ничего. В результате, деньги стали более фиктивны, виртуальны, незримы - но и чрезвычайно почитаемы. Они стали чем-то вроде черного «Бога».

Редкость Золота здесь объяснятся не количественной редкостью. Скорее, вопрос надо поставить следующим образом. Сама эта редкость обуславливается тем, что влияния Абсолюта сделали Золото редким, избранным, Божественно «эксклюзивным». В данной оптике и образ Золота подвергся инволюции. Чего только стоит обычай хранения золота в прямоугольных (пара-квадратны) слитках. Само слово «слиток» - от слова «сливать», то есть здесь указание на хаотичность, ликвидность – даже на ликвидируемость.

Но тут и параллельный процесс – Золото превращается из круглых монет в квадрат, что выражает сам процесс уплотнения – переход из круга в квадрат. Данная трансформация – «круг-квадрат» - великолепно описана Рене Геноном в его классической работе "Царство количества и знамения времени". Вообще, для инверсии характерно радикальное уплотнение – в одном, и радикальное же утоньшение – в другом.

Сейчас, впрочем, исчезает и сама наличность, остаётся либо карточка, либо, просто электромагнитный процесс. Цифра. Как известно, от арабского «сыфр» («ноль»). («Слово и Цифра»)

Это уже какое-то почти полное Ничто, причём, возведенное в Абсолют. Отсюда и феномен финансовых пирамид.

А круглая монета ныне – это ничтожные, маленькие деньги. Копеечки, рублики, «ништяки», короче. И это ритуальное унижение и умаление Солнца. Его осуществляет лунное, призрачное Цифровое общество. Цивилизация Сыфра-Ноля.

Можно также сделать и такое предположение. Некая вещь, которую один человек давал другому человеку, воспринималась как отчуждаемая. И характер данного отчуждения не меняло то обстоятельство, что в обмен на неё давалась другая вещь. Вообще, сам об-мен, даже и этимологически близок к из-мене. А вот круглая монета как бы оберегала отчуждаемую вещь, преодолевая и даже преобразуя её отчуждённость. По мере инверсии социума произошла инверсионная же подмена. Деньги всё больше превращались из регулятора и минимизатора об-мена-из-мены (да и об-мана-) в его катализатор.

В плане денежной «обережности» можно вспомнить «обол Харону» – монету, которую клали в рот умершему. Тем самым человек оберегался от небытийного воздействия Аида (Нави) – региона теней. Понятно, почему монету клали в рот. Рот – внешняя функция головы (мозга), а голова - уровень, на котором легче принимаются лунарные влияния. Отсюда и феномен либерально-прогрессистской «болтовни». Уровень же солярный – это Сердце, с его безмолвными, но в высшей степени, высшими (простите за тавтологию) глаголами. Тут сразу же вспоминается русская по-говорка: «Слово - серебро, а молчание – золото». Действительно, серебро – лунное, золотое – солнечное. Регион Души – лунарен, тогда как райско-ангелический регион Духа – солярен. Сама Душа, как Луна, отражает солнечный свет, пародируя духовное и заключая его в рамки одновременно психо-эмоционального и рационалистического. Подобным же образом лунарные жрецы Капитала заключают золото, пытаясь тем самым пленить Солнце.

Также вспоминается и практика «священнобезмолствующих» (исихастов). Конечно, молчание «буквальное» - возможно для немногих. А иногда полезно - «крупно» поговорить, но - с целью сообщать смыслы, обратные «болтливой современности».

Тут всё двойственно. Многочленные глаголы могут служить делу минимизации небытийной Цифры. В то же время, само молчание может быть признаком у-молчания процессов инверсии.

Однако, вернёмся к монете мёртвых. В обережничестве и был изначальный смысл указанного ритуала. В дальнейшем он был инверсирован до смысла «взятки» Харону.

К слову, древние славяне верили, что если в рот умершему оборотню не положить монету, то он станет упырём, вампиром. Сам же оборотень, как очевидно, есть один из наиболее зловещих символов тотального об-мена (из-мены/об-ман-а) - в процессе оборотничества человек превращается в животное, и - наоборот. В результате, он становится чем-то средним между человеком и животным.

Вампир же заходит ещё дальше — он становится мертвецом, а потом возвращается из мира в мёртвых — как не-живое и не-мёртвое (обменивая смерть на жизнь). Капитализм как раз и основан на оборотничестве и вампиризме. Маги Капитала стремятся обратить всё в товар, подлежащий обмену, и они же наделяют мертвые богатства и средства производства - чертами живого существа. При этом, капитализм относится к окружающей реальности как к своей жертве, из которой надо вампирически высосать как можно больше жизненных соков.

И в данном плане весьма любопытен славянский ритуал закапывания клада монет в землю. По большей части, эти монеты никак не использовались в плане «материальном», «экономическом». Они служили неким оберегом, который охранял землю и живущих на ней людей - от хтонического, инфернального воздействия Подземелья.

«Метафизика вампиризма»

«Культ Зверя и технологии расчеловечивания»

«Вторжение теней»

Cообщество
«Философия истории»
1.0x