Тема метафизики русской истории — стратегическая тема. Ученые, трактуя те или иные исторические процессы, часто оперируют лишь реальными, ощутимыми земными фактами, не учитывая метафизику жизни. А в истории много тайн, загадок, чудес, и историческое сознание часто противоречит религиозному сознанию. Этот конфликт двух типов сознания очевиден. Изборский клуб, осознавая этот конфликт, собрал на "круглый стол" историков, политологов, готовых поделиться своими взглядами. Открывая работу "круглого стола" "Метафизика русской истории", доктор философских наук Виталий Аверьянов отметил, что на метафизику нашей истории даже у членов Изборского клуба — разные взгляды, видение истории нашей страны неоднозначно. Поэтому дискуссии на данную тему помогут и выработать общий взгляд, и увидеть пути будущего России, поскольку Клуб является своеобразной лабораторией, которая формулирует идеи и предлагает их обществу в надежде, что оно примет и усвоит эти идеи, новые идеалы.
Но есть некоторые реперные точки, которые объединяют всех членов клуба. Прежде всего — видение определённой цикличности русской истории. Россия, время от времени, переживает страшные — кажется даже, что и несовместимые с жизнью, — исторические катастрофы, связанные с кризисом национальной государственной традиции. С её временным уничтожением или анабиозом, летаргией. Но важно не то, что это происходит, а то, как в дальнейшем происходит возрождение традиции. Как она возвращается. Тема выхода России из "смутных времён" способна структурировать вокруг себя тему метафизики русской истории.
Александр Нотин отметил, что организация "Переправа", основателем и руководителем которой он является, как раз и разрабатывает пути будущего развития России. А для этого нужно хорошо знать прошлое, учитывать и ошибки, и достижения. В "Переправе" стараются нащупать этот путь — путь национально-религиозный. Метания России от либерализма к коммунизму происходят оттого, что "мы не можем вернуть Бога в нашу жизнь". В этом основная причина турбулентности и дореволюционной, и послереволюционной русской истории, нашего убывания, угасания, расколотости, неопределённости, национального позора. Основная потребность нашего дня — синтез человека и Бога.
Историю члены "Переправы" стараются рассматривать через категорию промысла Божьего. Промысел не улавливается человеческим сознанием и научным аппаратом. Действие промысла слишком масштабно, в нём участвует бесчисленное множество актов опосредованного вмешательства Бога в жизнь каждой твари. История вершится по воле человека, дела и Бога, где Бог превыше всего.
Действие промысла нам не изменить. Мы участвуем в этом процессе даже и помимо воли. И Господь влияет на всю историю и историю России — как государства особенного, принявшего эстафету Византии, богоизбранного. При этом Господь не вмешивается в свободу личности. Она остаётся безусловной, неприкосновенной. И образуется клубок — индивидуальных побуждений и глобальных процессов. Российская история турбулентна сама по себе.
Именно Промысел не позволяет нации сыто задремать, чтобы не произошла беда, о которой говорил Достоевский: западного человека накормили, и он захрюкал. Исходя из этого, турбулент- ность — не беда, а благо, сохраняющее духовный потенциал, предпосылки для духовного возрождения. Мир катится под откос, и если говорить о прогрессе, то по отношению к обезьяне мы, возможно, и прогрессируем, а по отношению к Адаму первозданному — ощутимо регрессируем. Аксаков говорил, что человек, совлекший с себя образ Божий, неизбежно совлечёт и образ человеческий. И современная западная цивилизация это зримо демонстрирует.
России нужен верующий профессионал. Он скрепит разрушающийся скелет нации. Восстановит становой хребет государства. Попросту жизненно необходимо проповедовать, делать главенствующим принцип служения Отечеству, благу страны и народа. Это зажжёт сердца молодёжи. Против нигилизма бороться обычными средствами нравственности и морали бессмысленно: уровень зла слишком высок, чтобы его одолеть таким образом. Нигилизму сейчас можно противопоставить лишь аскетику, высокое духовное искание.
Тщетно ожидать, что власть изменится сама по себе. Власть может быть преобразована либо давлением снизу, со стороны нового русского народа, его авангарда, либо революцией. Но очередную революцию мы не переживём. В этом смысле члены "Переправы" — контрреволюционеры, считающие, что властям нужно предлагать новые кадры, новые смыслы, новые программы и проекты, давить и заставлять вернуться к служению. Нужно внушать чиновникам, что главное — не личное благополучие, а благо страны и народа.
Нужно проводить мобилизацию и консолидацию народа Божьего.
По мнению Александра Нотина и его единомышленников, любая партийность доживает последние дни, и скоро её не будет, партии рассыплются на огромное количество свободных радикалов, но на выжженном пепелище промыслом Божьим будет вестись строительство новой общности.
Испытание всеми возможными идеологиями было неслучайным, даже и либерализм был необходим, чтобы он не оставался в виде неизведанной приманки.
Метафизический взгляд на русскую историю, по мнению Петра Калитина, — наиболее адекватный взгляд на неё. Потому что промысел Божий в истории России в отличие от других государств был даже фактически доказуемым. Метафизический взгляд даёт наиболее оптимальную картину единства русской истории.
Алексей Комогорцев, редактор альманаха "Волшебная гора", считает, что нужно сформулировать, что есть метафизика. Есть западный метафизический проект, есть восточный. Идеальное есть у каждой цивилизации. Неважно, что демонстрируют и в чём убеждают СМИ, но элита не существует без идеального. Основанием идеального является метафизика. Если мы хотим говорить о русской метафизике, то сначала должны изучить наших конкурентов, понять, на каких основаниях зиждется их идеология.
Также нужно понять, на чём основана наша метафизика. И не только "Православная метафизика", нужно понять аспекты, связанные с красной метафизикой. Общество разделено на два лагеря, порой разделение проходит по одному человеку: он с одной стороны — православный, но и симпатизирует красным. Нужно осуществить метафизический синтез в рамках русского проекта. Для этого нужно понять как красную, так и белую метафизику.
Во многом успехи Советского Союза были связаны с такими прорывными проектами, как космос. База для этого — русский космизм: Фёдоров, Циолковский, Вернадский. И будущее — за прорывными проектами.
Чтобы Россия в настоящий момент совершила качественный скачок, необходимо обратиться к традиционному опыту. В России складывается уникальная возможность соединить две парадигмы, ведь современная позитивистская наука уже в кризисе. Будущее — за сплавом, синтезом традиционной науки и науки новой. Осуществить этот синтез — единственный выход для России, залог её выживания, и не просто выживания, а лидерства на мировой арене.
Традиция, традиционализм — это залог выхода России на новый уровень развития, альтернатива глобализации, которую предлагает Запад.
По мнению депутата Госдумы IV созыва Александра Фоменко, во взглядах на некоторые вещи, исторические события и их последствия не хватает стереоскопичности взгляда. То есть мы признаём те или иные очевидные факты, явления, но не видим, как всё это появилось и проявилось. Когда мы говорим, например, что контрреволюция конца тридцатых годов противопоставила Россию западному миру, не учитывается, что в Великой Отечественной войне Советский Союз воевал вместе с западным либеральным миром против другой части — национал-социалистической — западного же мира. И СССР был одним из создателей современного западного мира. Нравится нам или нет, но мы создавали все вместе и Международный валютный фонд, и Всемирный банк, и признание американского доллара мировой резервной валютой происходило совместно. Эту систему создавали вместе, и у СССР в ней были определённые преимущества, как наше постоянное место в Совете Безопасности, например. Это наша роль, которую мы играли во внутризападных разборках 40-х годов.
Нужно понимать также, что меняемся не только мы, но и Запад. И не в лучшую сторону.
Метафизика русской истории, по мнению Александра Фоменко, действительно не может не удивлять, ведь существуют необъяснимые, казалось бы, факты. К примеру, была беспросветность ордынского ига. И вдруг… Смутное время… Кажется, конец русской истории, но... "Я до сих пор ничего более ясного и рационального, кроме известного утверждения, что над Россией — Покров Богородицы, не нахожу", — признаётся Фоменко. Все другие объяснения хромают. При этом нужно понимать, что и Покров Богородицы — это не раз и навсегда установленная данность. Может надоесть и Богородице нам покровительствовать, если мы будем продолжать вести себя так, как ведём. Уповая на Богородицу, надо и самим себя дисциплинировать, понимать, что есть норма как в поведении человека, так и государства. А нормальности нам и недостаёт.
Художник Алексей Беляев-Гинтовт, выслушав присутствующих, пообещал, что рано или поздно те образы, что родились в его воображении по ходу круглого стола, получат визуально-пластическое воплощение.
Алексей Аверьянов, координатор сайта "Русофобия.нет"
В исторической турбулентности русской метафизики можно наметить несколько циклов. Первый — обретение веры, благочестия, святыни. Следующий цикл — отступление, предательство. Третий — покаяние, искупление.
В русской истории отступление началось с мистического момента: Священный синод отказался поминать государя и царственную семью. С того момента — с отступления — и пошло падение. Принято считать, что Россия приняла эстафету от Византии. А эстафета — это обладание святыней и хождение за святынями. Эстафета из Византии была принята со святыней — Гробом Господним. Вспомним первое "хожение" к святыне, в Святую землю "Даниила, игумена Русской земли" (1114-1107 год). В своих "хожениях" он пишет, что обладал маленькую толику — часть Гроба Господня, и с великим трепетом принёс в Россию. И это первый русский человек, который снял размеры с Гроба Господня.
Добрыня Ядрейкович, будущий архиепископ Новгородский, был следующим, кто пришёл уже в Царьград, прикладывался к Гробу Господню. Также есть упоминания, относящиеся к 1211 году, что Добрыня привез из Константинополя "Гроб Господень".
Надо отметить бескровность русских "хожений": не было походов крестоносцев, которые заливали кровью, вырезали и выносили из Царьграда всё. Мы никого не заливали кровью, а аккумулировали духовную энергию, которую вожди приносили на Русь. Русские "хожения" были служением, поиском святости и материализацией святости.
В 1960 году при исследовании Софийского собора Новгорода в алтарной части обнаружено пять столбов, которые по размерам пустоты соответствуют тому размеру, который снимал игумен Даниил с Гроба Господня. И нет никакого сомнения, что Гроб Господень находится на территории России. Этому свидетельствуют пережитые нами нападки, войны, испытания. Известно, что Орден Аненербе совершал хождение на Русь, а отступающая нацистская армия три недели проводила исследования в Ново— Иерусалимском монастыре. И шведы, усиленно рвавшиеся на Русь, крестоносцы... За чем они рвались?
Точно замечено, что дьявол кроется в фантазии. Создаётся образ, что живописал Джон Браун — масонская идеология, которую впрыскивают в общество, в сознание, как ядовитую вакцину, пытаются "хожение" за святостью вывести в виртуальное пространство мифа, которое на корню губит любую идеологию поиска святости и святыни.
Этап возрождения России невозможен без покаяния. К поясу Богородицы, который прибыл в Россию, приходили миллионы православных людей. Искренне молясь, они отодвинули "болотную" чуму.
Известен также современный факт попытки неких лиц ходить к святыне. Но эти лица пытаются перепрыгнуть этап искупительный, то есть покаянный. Возможно, это приносит личностный искупительный плод, но не плод государственного искупления. Мы все свидетели тому, что происходит, например, в Совете Федерации, Госдуме. Когда "виртуальный дьявол" называет грехи: двойное гражданство, недвижимость. Это попытка высоких государственных мужей переступить покаяние. Но если бы покаялись, произнесли вслух свои грехи, такой этап покаяния продвинул бы нас к возрождению.
Александр Елисеев, историк
Основное устремление России всегда было не земным, а небесным. И не случайно именно русские первыми вышли в космос. Стремились стать цивилизацией не горизонтальной, а вертикальной.
Человечество сегодня как никогда стоит перед выбором: оно может устремиться в космические дали, кардинально изменив всё своё существование. Но в то же время мы всё больше убеждаемся: человек не осуществляет космическую экспансию, как многие ожидали в век освоения космоса, а лишь летает по орбите. Да и то в основном из коммерческих соображений. Складывается впечатление, что Космос нам не нужен, мир не стремится к героическому освоению далёких планет. А нынешним мироправителям экспансия не только выгодна, но даже опасна, поскольку требует тотальных изменений "торгового строя", перехода к порядку, который позволит строить звездолеты и возводить города в марсианских пустынях.
Страна социализма, родина первого космонавта планеты покорена, вынуждена отложить многие великие проекты. На планете господство капитализма. А капитализм стремится сфальсифицировать реальность, навязывая главенство виртуальности. Порой ее понимают как нечто выдуманное. Но это не совсем так. Есть разные уровни бытия, которые пронизывают и Вселенную, и социум, и каждого человека. "Материальные" уровни сосуществуют с "идеальными". К последним можно отнести дух, высшее интеллектуальное начало. Это область мысли, сфера интеллекта, вместилище интуиции. Это и есть душа, понимаемая как высший идеальный уровень.
А помимо духовного существует душевное. То есть область неких "слепых", но стремительных энергий, оживотворяющих плоть. Это нематериальный "тонкий" регион, а внутри каждого человека есть такое "желательное" начало, которое влияет "снизу" на ум, пытаясь сдвинуть его в область удовлетворения потребностей, желаний и фантазий. На это и направлена современная постиндустрия потребления. Уже сегодня эта сфера оставила позади индустрию как таковую, но впереди нас ждёт ещё и создание технологическим путем пространства, которое станет предельно близко к региону слепой души. Это и будет виртуальное пространство.
Конечно, могущества "должны" достигнуть немногие, лишь избранные, которым закрыта дорога на духовное Небо, но которые все-таки хотят добраться до каких-то иных измерений. Всем же остальным предложат довольствоваться выдуманными мирами своих фантазий, которые создают иллюзорное ощущение всесилия. Это станет изощрённейшим орудием контроля над массами с технологией прямого и косвенного подавления, неважно, либеральной или тоталитарной. И символизировать оно будет нисхождение вниз, в противоположную сторону от Неба.
Но русским всегда было свойственно стремление ввысь. В славянской былинной традиции есть образ могучего богатыря-великана Святогора. Он дерзал побороть "тягу земную", что выражает волю к Небу. Волю к Звездам не только как духовное, но и физическое действо. Святогор обладал грандиозной силой, которую не могла выдержать и сама земля, то есть сила получилась ненастоящей — "виртуальной". Перед смертью Святогор всю свою силу предложил богатырю Илье. А тот от всей чрезмерной силы отказался, взяв лишь часть её. Но то была реальная сила. Именно её использовали уже не былинные, а настоящие потомки Святогора и Ильи: они преодолели земную тягу, поднялись к звездам.
И осуществлено это под Красной Звездой! При социализме. Почему-то красная звезда страшит "правых консерваторов", пугающих масонским, а то и сатанинским её символом. Но эта "ужасная" пентаграмма — древнейший символ, что был распространён у разных народов, в том числе и арийских. Христиане, например, трактовали пять концов звезды как пять ран Христовых. Да, пентаграмма использовалась масонами, но ведь поначалу масонство было "благонадежной" инициатической организацией ремесленников-строителей, а внедрение туда субверсивных элементов произошла позже.
Человек вышел в космос для того, чтобы устремиться к нашему солнцу и множеству других светил, с тем, чтобы соединить эти огненные, пламенеющие точки разрыва, победить дурную космическую "бесконечность". И на символическом уровне такая победа будет означать победу над недобытием.
Страна, осиянная Красной Звездой, просто обязана была первой бросить вызов тьме, преодолеть "тягу земную" и рвануть к звездам. Русские первыми полетели в космос — это символично. Глобальный капитализм пытается загнать человека в мир виртуальных иллюзий, символизирующий "царство теней". А это станет духовной смертью человечества. Альтернатива одна — солнечная экспансия за пределы орбиты. К далеким планетам и звездам. Русские стремились к высокому в прямом и переносном смыслах. Они первыми преодолели земное тяготение. Это — небесное, космическое — и должно стать новым направлением развития России.
Али Тургиев, член редакционного совета журнала "Камень веры"
Разговор о метафизике русской истории должен быть, на мой взгляд, предварён обсуждением того, что я назвал бы "феноменом русского". Феномен русского — совершенно уникальное явление. Чтобы понять, в чём состоит его уникальность, попытаемся ответить на два вопроса: Что есть Россия? Что значит быть русским?
Принято считать, что Россия дореволюционная была империей, и что Советский Союз не только сохранил этот статус, но и подтвердил его, создав блок государств-сателлитов, так или иначе тяготевших к России. У этой точки зрения есть "красные" и "белые" оппоненты. Первые считают, что Российская империя была отсталым аграрным государством, беспомощным в политическом, экономическом и военном отношении — и обречённым на крушение, которое и состоялось в октябре 1917 г. Последовательный "красный" уверен, что мощь той "России, которую мы потеряли", есть достижение революции и, в большей степени, прихода к власти Сталина. Согласно "белой" версии, империей была лишь дореволюционная Россия, а Союз — это своего рода пародия, уродливая поделка дорвавшейся до кормила черни. Последовательный "белый" считает события 1917 г. трагической случайностью, а крах Союза — закономерным, в силу нелегитимности этого государственного образования.
Предлагаю рассмотреть проблему под иным углом зрения. Мой первый тезис состоит в том, что Россия была совершенно особой империей. Это — в значительной мере интуитивное представление, и я не всегда могу его обосновать фактологически. Основные критерии уникальности:
— фактическое отсутствие метрополии и колоний (отличие от Британской империи);
— фактическое отсутствие "титульного этноса" и, как следствие — насильственной ассимиляции (отличие от Британской, Османской, и Австро-Венгерской империй);
— фактическая (а не декларируемая) веротерпимость и, как следствие — отсутствие скрытого и явного подавления религиозных меньшинств (отличие от Османской империи);
— наличие государственной системы социальных лифтов, обеспечивавшей значительную степень открытости наследственного патрициата (отличие от Британской империи);
— фактическое отсутствие "привилегированных" учебных заведений (если исключить т.н. "девичьи институты", в России существовало только два таких заведения — Императорский лицей и Пажеский корпус), что обеспечивало доступность полноценного среднего и высшего образования для широких слоёв населения;
— гибкая политика администрирования, обеспечивавшая бесконфликтное сосуществование разнородных религиозных и этнических групп.
Мой второй тезис состоит в том, что Советский Союз являлся безусловным преемником императорской России. Во-первых, Союз продолжил традицию "русской экспансии", включив в сферу влияния Восточную Европу, Балканы, Монголию, Китай, Вьетнам, Корею и ряд стран Африки и Ближнего Востока. Во-вторых, в рамках собственно Союза различным его субъектам были предоставлены широкие права автономии. В-третьих, была осуществлена интеграция экономик — как субъектов Союза, так и стран-сателлитов.
Из этих двух тезисов я делаю вывод, что определение дореволюционной России и Советского Союза как империй не вполне корректно. Фактически мы имеем дело с одним и тем же цивилизационным проектом, проектом Русской цивилизации.
Русская цивилизация является интегральной по отношению к цивилизациям-предшественницам; это своего рода ректификат различных духовных традиций и культур. В каком-то смысле можно говорить о том, что Русская цивилизация глубоко эсхатологична. Это итог долгого пути, пройденного человечеством, его "последнее слово" на суде истории, его апология.
С одной стороны, эта цивилизация представляет собой среду формирования человечества будущего. С другой стороны, она же является ядром альтернативной глобализации — то есть объединения стран и народов на основе их равноправия, приоритета духовных ценностей над материальными, приоритета общественной целесообразности над личной. В каком-то смысле метафорой Русской цивилизации является Роза мира, как она описана Даниилом Андреевым в одноимённом произведении (разумеется, за вычетом экуменических коннотаций автора). Русская цивилизация — братство единомышленников, но никоим образом не артель, не военно-политический союз и не транснациональная корпорация. В этой связи необходимо заметить, что тезис научного коммунизма о советском народе как новой исторической общности людей был констатацией факта, а не измышлением партийной номенклатуры.
Россия сегодняшняя — лишь часть Русского универсума, но и она имеет право на существование постольку, поскольку сохраняет потенцию вернуть в свою орбиту области, отторгнутые в 1991 г., и возобновить остановленный во второй половине прошлого века процесс экспансии. Все рассуждения о построении русского национального государства — это информационная диверсия, направленная на подрыв Русского цивилизационного проекта.
При кажущейся футурологичности развиваемых мной построений они вполне реалистичны. Приведу только несколько примеров.
— Россия имеет в активе опыт построения многонационального мультиконфессионального государства, в котором отсутствовали этнические и религиозные конфликты (даже в тех случаях, когда включение в состав России того или иного этноса осуществлялось силой оружия).
— У нас есть три этноса — грузины, осетины и абхазы, — представители которых исповедовали как христианство, так и ислам, но при этом не наблюдалось сегрегации, и не было зафиксировано фактов неприязни, вооруженного противостояния или кровопролития.
— В Касимовском уезде Рязанской губернии на протяжении нескольких столетий сосуществовали общины православных русских и татар-мусульман.
— Татары, попавшие на территорию Белоруссии, Литвы и Польши в XIV-XVI вв., к началу XIX в. утратили родной язык, но сохранили веру и литургический язык — вплоть до представления о сакральном характере арабских графем, которые использовались для письменной фиксации переводов и толкований Корана на славянские языки (мы планируем критически издать такой перевод в качестве книжного приложения к журналу "Камень веры").
— Наконец, Россия продемонстрировала всему миру пример преодоления религиозного конфликта, имеющего более чем тысячелетнюю историю — я имею в виду шиитов и суннитов, мирно сосуществовавших в составе империи на территории Азербайджана.
Всё вышесказанное закономерно подводит нас к вопросу: что обусловило возможность построения Российской империи? Её возрождения в формате СССР? Что позволяет верить в успех следующей версии Русского цивилизационного проекта? Я предполагаю, что главным фактором является специфика самоидентификации русских как этнической группы, а именно, отсутствие агрессивной составляющей. Русский готов признать своим и "дикого тунгуса", и "друга степей калмыка", и "злого чечена", и даже "негра преклонных годов". В противоположность "бремени белого человека" как его определяет Киплинг, бремя русского человека — ответственность за принятого в свои ряды чужого. Русский не насаждает русское огнём и мечом, он ставит рядом с собой чужого (пусть даже вчерашнего противника) и вручает ему оружие. Понятно, что построение "русского национального государства" — совершенно иной полюс, диаметрально противоположная парадигма. Её предельным вариантом являются иудейско-израильские государственные образования со свойственными им этническими чистками и "избиением младенцев", "религией крови" и призывами убить "лучшего из гоев". Девиз же русских — кто не против нас, тот с нами.
Однако есть ещё один фактор, который необходимо учитывать — причём, именно он позволяет понять, почему представители иных этносов не только вступали в русское братство, но зачастую отказывались от собственной идентичности и начинали отождествлять себя с русскими. Предполагаю, что этим фактором является чрезвычайная привлекательность русского идеала для любой этнической общности. Идеал русского человека — святость. То есть — в пределе — русский человек свят, в идеале русский видит себя святым. Или можно сказать ещё, что состоявшийся русский — это человек, обретший святость.
Святость обнимает собой и геройство, и воинскую доблесть, и подвижничество. Это наиболее ёмкое определение того статуса, который получает человек за богоугодное дело. Ибо богоугодное дело — это всегда жертва, отречение, отказ от чего-то лично необходимого или жизненно важного ради цели более высокого порядка. Пожалуй, говорить о русских как народе-богоносце можно только в этом смысле. Не принадлежность к славянам (или ариям, или гипербореям) сакрализует русского человека — нет: русским делает его готовность принести себя в жертву "за общее дело", к какому бы этносу он изначально ни относился.
Я отдаю себе отчёт в том, что излагаю собственное видение, которое может оказаться ошибочным. Но именно такой взгляд на Россию и русских позволяет верить, что у нашей великой Родины есть будущее.
Наш.корр.