23 ноября состоялся Общероссийский гражданский форум, организованный комитетом гражданских инициатив, во главе с Алексеем Кудриным. Форум был поделен на четыре тематические секции «Власть», «Экономика», «Жизнь» и «Общество». По итогам обсуждений производимых в каждой секции, должны были быть зафиксированы проблемы и предложения путей решения. Естественно, что все яростно взялись за обсуждения в своей секции, раз уж представилась такая возможность высказаться. Среди прочего была поставлена важная тема сельского хозяйства, она оказалась в категории «Экономика» и озаглавлена «Сельские территории: от деградации к развитию». Участники этого обсуждения заметили, что сельское хозяйство это, прежде всего, образ жизни, а не экономика. Но такое определение сразу показало, какое место отводят сельскому хозяйству, а самих участников обсуждения представили не фермерами, не экономистами, а иронично - сельхозниками.
За комментариями по сельскохозяйственной теме, мы обратились к модератору круглого стола Василию Мельниченко. Он живёт и работает в селе Галкинское Камышловского района Свердловской области. В 2008 году стал председателем СПК «Галкинский». С января 2013 года в селе Галкинское, при поддержке Комитета гражданских инициатив ведёт собственный проект «Новое село — новая цивилизация». В этом году также стал сопредседателем Общественного движения народов российской земли "Федеральный сельсовет".
«ЗАВТРА». Чем сегодня для России является сельское хозяйство?
Василий МЕЛЬНИЧЕНКО. Если говорить о том, чем сельское хозяйство является для будущего страны, то необходимо вести разговор о спасении российского села как территории, как образа жизни, как гарантии продовольственной безопасности. Если же констатировать нынешнее отношение власти к селу, вывод горький и чёткий - мы обуза. Абсолютно никакого значения, ни экономического, ни социального (за исключением выборов) мы не имеем. В продовольствии страна не нуждается, сегодня могут завезти сколько угодно продуктов, и денег, в общем-то, стране тоже хватает. Кремль понимает, что мы, крестьяне, фермеры, не являемся сегодня кормильцами России. И они маются с этими селами, деревнями, в которые приходится вкладывать огромные деньги, содержать инфраструктуру и тому подобное.
Я думаю, что никто из верхушки, начиная с министра сельского хозяйства Фёдорова и заканчивая Дворковичем, премьер-министром и самим президентом, не будут этого отрицать. Мы требуем дотаций, мы не зарабатываем достаточно денег, чтобы самостоятельно себя содержать, вечно «ноем», чего-то просим. А у государства есть более важные проблемы – сохранение нефтяного баланса, как основного поставщика денег для бюджета, газовая индустрия, металлы. Этим направлениям максимум внимания. Мы же, получается, пятое колесо.
«ЗАВТРА». Есть какие-то ожидания от Общероссийского гражданского форума?
Василий МЕЛЬНИЧЕНКО. У моих партнёров и соратников надежда есть, они надеются, что Кудрин - фигура значимая, что с его приходом и поддержкой гражданских организаций этого форума, начнется какое-то движение. Я придерживаюсь немного другого мнения, мне кажется, что эти надежды будут всего лишь отложенными разочарованиями.
«ЗАВТРА». Как тогда развивать и поднимать сельское хозяйство, какими путями?
Василий МЕЛЬНИЧЕНКО. Наши люди должны понимать, согласны ли они жить как сегодня, а если нет, то кого и что не устраивает. Много недовольных сегодня? В принципе нет, потому что питание хорошее, магазины забиты товаром, пенсии платятся, автомобили есть, телефоны есть. И от этого всего появляется апатия, люди этим довольствием усыпляются, складывается ощущение, что всё нормально.
Кучка людей, которая приватизировала Россию, на сегодняшний день честно и добросовестно делится. Они забирают себе не всё, а отдают часть и этим гасят любое недовольство населения. Если завтра выйдет сто недовольных, послезавтра правительство поднимет пенсии на 500 рублей и этих недовольных просто «сожрут». Тактика правильная, здесь не надо особенно удивляться.
Но лично я таким положением недоволен. Я считаю, что российское село, российский бизнес могут жить по-другому. Мы должны иметь свою промышленность, своё сельское хозяйство, которое в настоящее время не может развиваться по искусственно созданным причинам.
Для начала мы должны определиться - нужны ли нам сёла и деревни?! Если считаем, что мы с земли не уходим, что хотим её сами обрабатывать, то нужно понять, сколько нас таких. А потом выработать стратегию развития и потребовать поддержки от верховной власти.
«ЗАВТРА». С какими основными трудностями сталкивается сегодня крестьянин?
Василий МЕЛЬНИЧЕНКО. Мы вступили в ВТО и вступили совершенно неподготовленными, поэтому имеем неравные условия с западными и восточными товаропроизводителями. Также крестьян не устраивает финансово-кредитная политика, очень большие проценты, которые практически невозможно оплачивать. У нас засилье торговых сетей, и у нас нет развитой сбытовой кооперации (это когда выливают молоко в яму, потому что некуда девать), но государство в принципе не обращает на это внимания. Необходимо развивать местное самоуправление, кооперацию. Существуют завышенные тарифы на энергию, похоже, что сельское хозяйство держат для того, чтобы развивался ТЭК России. Крестьяне несправедливо платят за свою технику дорожный акциз, который якобы идет на строительство дорог. Но комбайны и трактора не ездят по дорогам, они ездят по полям и пашут там!
Исправив все это, мы получаем условия для развития бизнеса. Далее, развивая бизнес, становимся обеспеченными, платим налоги и пускай Кремль на них прекрасно живёт, нас это не касается - мы работаем. В итоге должно получиться так, чтобы не Москва давала нам деньги, а мы Москве.
«ЗАВТРА». Существует ли какой-то образ современного русского фермера?
Василий МЕЛЬНИЧЕНКО. Нет, конкретного образа не существует. Общество зачастую представляет отрицательный ассоциативный ряд – селянин, пьяница, лентяй, не хочет работать. Но это не верно. Мы работаем намного лучше, чем считается. У нас такая производительность труда, что чиновники воруют нами произведённое, а нам еще и остаётся.
Беседовала Мария Карпова


