Сообщество «Новороссия» 00:00 11 декабря 2014

Мегамашина

Блиц-визит Путина в Турцию накануне оглашения им своего одиннадцатого по счету президентского федерального послания и закрытие проекта газопровода "Южный поток" произвели на Западе впечатление разорвавшейся бомбы. Которое стало еще сильнее после заявления Алексея Миллера о том, что теперь, в связи с контрактом на строительство газопровода в Турцию мощностью 63 млрд "кубов" ежегодно, изменится вся концепция работы "Газпрома" на европейском направлении. Это, в общем-то, нокаутирующий удар и по киевской хунте, и по её западным кураторам.

Блиц-визит Путина в Турцию накануне оглашения им своего одиннадцатого по счету президентского федерального послания и закрытие проекта газопровода "Южный поток" произвели на Западе впечатление разорвавшейся бомбы. Которое стало еще сильнее после заявления Алексея Миллера о том, что теперь, в связи с контрактом на строительство газопровода в Турцию мощностью 63 млрд "кубов" ежегодно, изменится вся концепция работы "Газпрома" на европейском направлении. Это, в общем-то, нокаутирующий удар и по киевской хунте, и по её западным кураторам.

Миллер специально пояснил, что роль Украины как транзитной страны для экспорта российского газа в Европу будет "сведена к нулю", и отныне "нэзалэжная" будет получать только те объёмы "голубого золота", которые необходимы ей для внутреннего потребления. Разумеется, не даром, а по предоплате.

Это значит, что ключевая за все годы для украинской экономики, а также политики "труба", с колоссальной сопутствующей инфраструктурой, становится если не грудой металлолома, то серьезным балластом, поддержание которого в рабочем состоянии будет убыточным с экономической точки зрения. А значит, официальный Киев не только лишится привычных многомиллиардных доходов от "белого" и "серого" экспорта газа, но будет вынужден закрывать свои подземные газохранилища, мощные компрессорные станции и так далее, и тому подобное. С учетом производственных технологических цепочек, это — потеря десятков тысяч рабочих мест.

Американские энергетические компании, связанные с политической элитой нынешней "команды Обамы" и получившие в результате украинского госпереворота контроль за украинской "трубой", тоже могут считать убытки — поскольку, получается, вложились в "пустышку": без реальных энергоносителей никаких доходов от этого не предвидится. Более того, тем самым Америка лишается возможности манипулировать поставками российских нефти и газа на европейский рынок, "включая" и "выключая" их по мере необходимости.

Чрезвычайно интересным оказывается и положение следующих за Украиной звеньев традиционной транзитной цепочки из России в Европу: Словакии, Молдовы, Румынии, отчасти Польши и Болгарии: вы хотели "реверс" — вы его получите. Кто — из Германии, по "Северному потоку", кто — из Турции, на выбор. Ничего личного, только бизнес… И совсем немного политики.

Может быть, теперь в Брюсселе и Берлине и на перспективы принятия Турции в Евросоюз посмотрят несколько иначе? Турция с российским газовым хабом и Турция без российского газового хаба — две очень разные Турции. Точно так же, как вывод последнего на границу с Грецией существенно повысит роль Афин как второй, после Германии, "точки входа" энергоносителей на территорию ЕС.

Нет слов, Турция для России — не менее сложный деловой и политический партнер, чем Украина. Но связанные с ней сложности — совершенно иного порядка, и сотни тысяч российских туристов в Анталии — не миллионы соотечественников и родственников, постоянно проживающих на территории "нэзалэжной". Никаких спекуляций на темах "братского народа", "векового угнетения", "голодомора" и прочей пропагандистской "лирики"! Всё будет считаться и учитываться. Да, сладкой "неучтенки" станет поменьше, но и риски снизятся на порядок. А для мирового бизнеса, в отличие от российского, важно именно оптимальное соотношение прибыль/риски, а не максимальная прибыль. Так что — цивилизуемся…

Конечно, из США и Европы на Эрдогана теперь могут надавить, и надавить очень сильно — с целью заставить турецкого лидера под любым предлогом отказаться от российского газопровода и возвратить ситуацию в русло "управляемого хаоса". Тут хороши будут и исламские фундаменталисты-террористы, и курдские боевики, и новое издание "площади Таксим" в центре Стамбула, и что угодно еще. Точно так же, как все российские аналоги этих рычагов политического давления будут брошены Западом против Путина. Точно так же, как теперь любыми средствами будет вбиваться клин между Москвой и Анкарой.

Но проблема в том, что перестроить свои боевые порядки на ходу — непростая задача даже для хорошо обученной армии. А США и их союзники по "гибридной войне" против России таковой армией, при всём уважении к ним, не являются. Тем более, что подобный креативный ход Кремля они, как и в случае с Крымом, похоже, не просчитали. Следовательно, общая геостратегическая инициатива ими на какое-то время утрачена, а выработка нового плана действий неизбежно окажется сопряжена с разного рода дополнительными согласованиями интересов. Что даст России возможность пусть короткой, но жизненно необходимой передышки перед рождественско-новогодними политическими каникулами на Западе.

Всё это ещё раз подчёркивает, что в Кремле, во-первых, "поставили крест" на возможности вернуть "домайданный" статус-кво в отношениях с Киевом, который теперь надолго оказался в американской зоне влияния. Но, во-вторых, несмотря на это, "прогибаться" перед Вашингтоном и Берлином, а тем более — "сливать" Донбасс и Крым, вопреки алармистским прогнозам, по-прежнему не собираются. Хотя, похоже, "цена вопроса" для России с каждым днём растёт почти в геометрической прогрессии, неумолимо приближаясь к "точке катастрофы", то есть фундаментального и необратимого изменения всей политической ситуации. И внутри нашей страны, и за её пределами.

1.0x