Сообщество «Новороссия» 00:00 16 октября 2014

Мегамашина

"Новый импульс", который придаёт российско-китайскому сотрудничеству нынешний визит премьера Госсовета КНР, будет способствовать не только укреплению позиций Пекина и Москвы на мировой арене в преддверии "второй волны" глобального системного кризиса, но и возможному подключению к их стратегическому союзу и Берлина, что станет воплощением известной формулы о "Европе от Лиссабона до Владивостока".

Трехдневный визит Ли Кэцяна в Россию 12-14 октября стал центральным звеном его большого европейского турне — до этого председатель Госсовета КНР посетил Берлин, а из Москвы отправится на азиатско-европейский саммит, который пройдет в Милане (Италия) 16 октября. В первоначальной программе турне главы правительства КНР российская часть должна была предшествовать германской, но произошла своего рода "рокировка", из-за которой канцлер ФРГ Ангела Меркель получила возможность отказаться от визита в Россию и переговоров с "хозяином Кремля" Владимиром Путиным, мотивировав своё решение "нестабильной ситуацией на Украине". В глобальных масс-медиа это рассматривают как свидетельство того, что Запад намерен "давить" Россию еще сильнее. Но на самом деле, возможно, это далеко не так. Тем более, что в авторитетной британской газете Financial Times появляются — со ссылкой на анонимные источники в китайских банковских кругах, включая Bank of China, — совершенно неадекватные публикации, где утверждается, что финансисты КНР не намерены делать инвестиции в российскую экономику — якобы не желая повышать риски в отношениях с западными контрагентами.

К той же категории "плохих новостей" стоит отнести сетования зампреда правления ОАО "Газпром" Александра Медведева о том, что СNPC отказалась авансировать строительство газопровода "Сила Сибири" на сумму 25 млрд. долл.

Между тем, договор о поставках российского "голубого золота" в Китай сроком на 30 лет общим объёмом свыше 1 трлн. кубометров и на сумму 400 млрд. долл. подтвержден, китайские инвесторы вложат около 10 млрд. долл. в строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань, протяженностью свыше 600 км. Причем, эта инвестиция рассматривается как первый этап строительства почти восьмитысячекилометровой ВСМ Москва-Казань—Екатеринбург—Пермь—Уфа—Челябинск—Астана—Урумчи—Пекин. Когда её запустят в эксплуатацию, от российской столицы до китайской можно будет доехать за 38-40 часов, вместо нынешних одиннадцати с половиной суток. Причем, это будет грузопассажирская магистраль в рамках "Нового Шелкового пути", по которому китайские товары будут перебрасываться в Европу через логистические центры в Санкт-Петербурге, Белоруссии и в Крыму.

Не менее масштабными выглядят проекты в авиастроении (истребитель шестого поколения и широкофюзеляжный авиалайнер), ядерной энергетике (строительство 3-го и 4-го блоков Тяньваньской АЭС и разработка ядерных реакторов нового технологического поколения), космосе, сфере ОПК, образования, культуры, сельского хозяйства и т.д.

Важно, что финансирование этих и следующих проектов планируется на перспективу осуществлять в "бездолларовом" варианте, пока же китайские платежи позволяют проводить финансовую "чистку" российской экономики, о чем свидетельствуют следующие цифры.

Прежде всего вывоз капитала из России с 23,7 млрд. долл. во втором квартале снизился до 13 млрд. долл. в третьем , причем в сентябре, впервые с 2013 года, наблюдался приток капитала. Активное сальдо текущего платёжного баланса России по итогам сентября составило 11,4 млрд. долл., а внешний долг сократился на 52,8 млрд. долл.

Помимо экономического сотрудничества, всё более важную роль играет совпадение внешнеполитических интересов двух стран, что на встрече с Ли Кэцяном отметил спикер российской Госдумы Сергей Нарышкин: "Тесная координация позиций России и Китая в международных делах является в настоящее время сдерживающим фактором по отношению к политике ряда западных государств, прежде всего США, чья политика в различных точках земного шара подчас вносит дестабилизацию, хаос и, к сожалению, приводит к большим человеческим жертвам".

Судя по всему, это касается не только поддержки Пекином позиции России по комплексу проблем, связанных с Украиной, но и признания китайской стороной Москвы как центра "постсоветской" евроазиатской интеграции, — признания, без которого добиться недавнего консенсуса на саммите государств-участников СНГ и ЕврАзЭС в Минске было бы весьма затруднительным делом. В данном контексте, видимо, излишне говорить о реализации таких проектов межгосударственного сотрудничества с ведущим участием Китая и России, как ШОС и БРИКС, совместных военных учениях двух стран и согласовании их позиций в ООН, МВФ и других международных структурах.

На момент написания этой статьи стало известно, что 14 октября состоится встреча Владимира Путина с Ли Кэцяном. Возможно, она добавит нечто существенное в программу визита высокого гостя, однако уже сейчас не вызывает сомнений тот факт, что "новый импульс", который придаёт российско-китайскому сотрудничеству нынешний визит премьера Госсовета КНР, будет способствовать не только укреплению позиций Пекина и Москвы на мировой арене в преддверии "второй волны" глобального системного кризиса, но и возможному подключению к их стратегическому союзу и Берлина, что станет воплощением известной формулы о "Европе от Лиссабона до Владивостока".

Фото пресс-службы Президента РФ

1.0x