Достигнутое на переговорах в Брюсселе 12 сентября трехстороннее соглашение между представителями России (министр экономического развития Алексей Улюкаев), Евросоюза (еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт) и Украины (министр иностранных дел Павел Климкин) об отсрочке вступления в силу "евроассоциации" Украины до 31 декабря 2015 года является логическим продолжением минского документа о прекращении военных действий между официальным Киевом и повстанцами Новороссии. Поскольку без такого — даже временного и во многом фиктивного — военно-политического фундамента любые финансово-экономические проблемы ни обсуждать, ни, тем более, решать совершенно невозможно.
В результате сложилась парадоксальная и даже абсурдная ситуация — 16 сентября уже распущенная Петром Порошенко Верховная Рада должна ратифицировать соглашение, о котором заранее известно, что оно исполняться не будет, — по крайней мере, в части тех 27 пунктов его экономической части, против которых официально возражала Россия. Зато в полном соответствии с озвученной еще в начале июня просьбой того же Порошенко к ЕС отсрочить подписание "евроассоциации" на неопределённый срок. Впрочем, Украине к абсурду не привыкать, а когда "евроассоциацию" ратифицируют парламенты всех стран ЕС — до сих пор неизвестно, и есть серьёзные сомнения в том, что это вообще произойдёт.
Параллельно намеченный было новый раунд трехсторонних переговоров относительно газовых проблем с Украиной по инициативе российской стороны перенесен с якобы "неудобной" для министра энергетики РФ Александра Новака даты 20 сентября на более поздние и пока неопределённые сроки. В связи с этим необходимо вспомнить, что на специальном брифинге в Вашингтоне 10 сентября всё тот же господин де Гюхт фактически потребовал от США взять на себя такие обязательства по экспорту нефти и природного газа в Европу в рамках TTIP (The Transatlantic Trade and Investment Partnership, Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство), которые бы скомпенсировали возможное прекращение поставок российских энергоносителей. "Непредставимо, чтобы оно вступило в действие без такого снабжения… И важно, чтобы мы выступили с этой позиции (энергетического соглашения. — Авт.) как можно скорее", — подчеркнул он.
Если бы у США за душой действительно было бы столько дешевых нефти и газа, сколько они заявили под флагом "сланцевой революции", то какие проблемы? Вот они, углеводороды, а вот и любые гарантии на них. Но если вся "сланцевая революция" на поверку является блефом, затеянным для разрыва российско-европейского сотрудничества в сфере энергетики и взятия под контроль украинской транзитной "трубы" любой ценой — а очень похоже, что это именно так, — то скромная европросьба к Америке выглядит едва ли не ультимативным требованием выложить карты на стол. Чего американцы в нынешних условиях позволить себе не могут и всячески будут тянуть с ответом.
Поэтому и в Кремле не торопятся договариваться с Европой по поставкам "голубого золота" и украинским долгам "Газпрому" прямо сейчас, ожидая публичной реакции Вашингтона на энергетический евроультиматум. Всё потому, что без воды (читай, без российских нефти и газа. — Авт.) и ни туды, и ни сюды. Как любил говаривать покойный В.С.Черномырдин: "А фактические объёмы для поставок у них есть? Нет у них фактических объёмов!.."
И тут мы неожиданно для себя выходим к весьма неожиданной дилемме: США должны наполнить транзитную украинскую "трубу", взятую ими под контроль ценой кровавого Майдана и еще более кровавой "антитеррористической операции на Донбассе", реальными нефтью и газом. Иначе всё это — груда металлолома, которой грош цена. Сделать это можно только двумя путями: или договорившись с нынешним "хозяином Кремля", или свергнув нынешнего "хозяина Кремля". Договориться, видимо, уже не получится — в стремлении занизить переговорную позицию потенциального партнера Белый дом немного "перегнул палку". А насильственное устранение главы РФ, о чем уже открыто писали некоторые "ветераны-отставники" американских спецслужб, конечно, может решить проблемы с украинской "трубой" и с российскими "стратегическими ядерными ракетами", но любая активность в этом направлении, тем более — активность неудачная, раз и навсегда поставит крест на претензиях Америки быть "моральным лидером" человечества.
Но и отступать на украинском направлении США не могут, поскольку "эффект домино" в геостратегии еще никто не отменял: если Сирия не стала американской победой, то поражение на Украине грозит стать началом конца глобального доминирования Соединенных Штатов.
Сверхагрессивная и сверхрискованная политика "команды Обамы", похоже, завела Америку в "имперский тупик", где каждая победа только распыляет силы в расширяющейся "зоне ответственности", а любое поражение будет означать неминуемый крах всей системы — как у Наполеона после "русской кампании" 1812 года и как у Гитлера после Сталинграда.
А Бог, как известно, троицу любит.