Конечно, Украины и Сирии им мало — "аппетит приходит во время еды"
Недавнее обострение ситуации в зоне азербайджано-армянского конфликта в Нагорном Карабахе (Арцахе) с многочисленными погибшими среди военнослужащих трудно назвать неожиданным — напротив, о возможности и даже неизбежности такого развития событий многие политики и эксперты предупреждали с конца прошлого года, когда Армения окончательно отказалась от перспектив евроинтеграции и приняла решение о вступлении в Таможенный союз России, Казахстана и Беларуси.
Понятно, что таким образом дополнительно легитимизируется фактическое с 1994 года отделение (сецессия) Нагорного Карабаха от Азербайджана, на признание чего официальный Баку пойти категорически не может — по целому ряду причин. Причем на первом месте стоит курдское происхождение правящей семьи Алиевых, которые вследствие этого должны, чтобы оставаться у власти, быть "большими тюрками, чем сами тюрки", в том числе и по вопросу о статусе Нагорного Карабаха. Вторым важнейшим фактором является весьма сложная ситуация с национальными меньшинствами внутри Азербайджана: их численность, по разным оценкам, составляет от 800 тысяч человек (данные официальной переписи населения 2009 года) до полутора миллионов, причем особенно остро стоит "талышский вопрос". Третьим важным моментом является нынешняя полная зависимость Баку от Москвы и Тегерана в экспорте энергоносителей — основной доходной статьи азербайджанской экономики. "Возвращение" Нагорного Карабаха является лишь первым шагом на пути ликвидации такой зависимости и неизбежно будет решаться в связке с судьбой "Мегрийского коридора", отделяющего основную территорию Азербайджана от нахичеванского анклава. Что, в свою очередь, создаст реальную геостратегическую основу для пантюркистского "великотуранского" проекта с участием Турции, Азербайджана, Туркмении, Казахстана и Узбекистана с выходом к Синьцзян-Уйгурскому автономному району КНР (Восточному Туркестану) и — по Волге — к Башкирии и Татарстану. Понятно, что главную роль в таком гипотетическом объединении будет играть 70-миллионная Турция, член НАТО и один из ближайших союзников США. Что напрямую затрагивает интересы Пекина, Тегерана и Москвы, выводя ситуацию в Нагорном Карабахе на уровень глобальной политики. Которую в последние годы характеризуют "гибридные войны" на Ближнем Востоке и на Украине, которые развязаны и ведутся в полном соответствии с американской стратегией "управляемого хаоса". Почему же Закавказье и Прикаспий должны оставаться регионом мира и спокойствия? Кстати, совершенно не случайно одновременно обострилась и ситуация в СУАР, где от рук террористов, согласно официальным данным, погибло 35 человек.
Можем ли мы полностью исключить вариант того, что все эти акции — своего рода плата США Турции за абсолютно необходимое для его украинской авантюры присутствие американского военного флота в Черном море? Или что это — ответ "вашингтонского обкома" на неприемлемую для них евразийскую интеграцию во главе с Россией, которую они называют "попыткой восстановления советской империи"? Или что это — результат решения заокеанских геостратегов использовать "нагорно-карабахский фактор" для подрыва заключенного недавно грандиозного российско-иранского контракта, нарушающего работу "глобального нефтедолларового насоса"? А если всё это, или хотя бы кое-что из этого, так, то следует признать: налицо логика ползучей эскалации конфликтов во всем Старом Свете: от Северной Африки до Китая. Неужели США, сами обитая в стеклянном доме доллара, полагают, что могут продолжать безнаказанное швыряние камней в чужие окна?
Поддержка подобного поведения — даже со стороны ближайших союзников Вашингтона — становится всё менее эффективной и всё более лицемерной: "падающего подтолкни", "Боливар не вынесет двоих" и так далее в духе западной "бизнес-этики". Поэтому намеченные на 8-9 августа в Сочи переговоры президента Азербайджана Ильхама Алиева с президентом Армении Сержем Саргсяном, подчеркивающие ведущую роль России в урегулировании нагорно-карабахского конфликта, имеют все шансы не только состояться, но и успешно завершиться — успешно в том плане, что собственно под политические договоренности будет заложена и достаточно прочная социально-экономическая база с российскими (а возможно — также иранскими и китайскими) гарантиями.
Хотя, разумеется, в данной связи не исключено и почти традиционное для подобного рода конфликтных зон вмешательство "третьей силы" — с обстрелами "неизвестными снайперами" позиций обеих сторон и прочими провокациями, которые призваны окончательно перевести конфликт в Нагорном Карабахе из "холодной" в "горячую" фазу. Что ж, если это произойдет, заказчиков и исполнителей подобного сценария можно считать заранее известными. Впрочем, как и в ситуации с недавней гибелью малайзийского "боинга" — стоит всего лишь задаться вопросом о том, кому была выгодна эта катастрофа, и сравнить нынешнюю западную истерию по этому поводу с такими же истериями по поводу Югославии, "Аль-Каиды", Ирака, Ливии и Сирии. Ответ сразу окажется очевидным.