Как и предполагало большинство экспертов, конгресс и президент США буквально в последний момент, как и положено голливудским фильмам с обязательным "хэппи-эндом", достигли договоренности о повышении лимита государственного долга и возобновлении финансирования деятельности правительства.
"Шатдаун" закончен, дефолт отложен — американскому госдолгу теперь позволено расти без ограничения объёма аж до 7 февраля 2014 года. Практически Обама получил в свои руки то, что хотел: безразмерный, "резиновый" бюджет, который позволит федеральному правительству занимать деньги у ФРС и других кредиторов quantum satis ("сколько нужно"), т. е. по потребности.
Проблема заключается только в том, на что Обама начнет тратить свой "открытый счёт": на реализацию программ медицинского страхования, на агрессию против Сирии или и на то, и на другое, и на всё остальное сразу? Финансовая "кислородная подушка" сроком на три с половиной месяца — вовсе не то, что нужно дышащей на ладан американской экономике. Достаточно сказать, что потери США от более чем двухнедельного "шатдауна" оцениваются "всего-то" в 24 млрд. долл., зато величина госдолга с возобновлением работы федерального правительства 17 октября скачком повысилась на 328 млрд. долл., до 17,03 трлн. долл., или почти на 2%. Разумеется, это повышение, составляющее 44% изначально запланированного на 2013/14 годы дефицита федерального бюджета в 744 млрд. долл., одним махом перечеркнуло все широко разрекламированные усилия Барака Обамы по приведению расходов и доходов правительства к более жесткому соответствию.
Кроме того, в реузльтате "шатдауна", несмотря на меры финансовой "скорой помощи", темпы роста экономики США по итогам текущего года могут оказаться несколько ниже "запланированных" 2-2,1% ВВП, что также не красит общую картину.
Видимо, совсем не случайно, буквально на следующий день после временного урегулирования бюджетно-долгового кризиса в США министр финансов Великобритании Джордж Осборн подписал соглашение с КНР, согласно которому китайские банки получили право открывать свои отделения на туманном Альбионе, а лондонский Сити должен стать крупнейшим, после Шанхая и Гонконга, финансовым центром по торговле юанем. Это означает переход Пекина, который неоднократно предупреждал США о необходимости проведения более ответственной по отношению к своим кредиторам финансовой политики, особенно в части эмиссии доллара, вызывающей обесценивание золотовалютных запасов КНР, к более активным действиям на мировом валютном рынке. Китай больше не намерен безучастно наблюдать за превращением своих долларовых запасов, составляющих сегодня свыше 3 трлн. долл., в ничего не стоящие стопки резаной раскрашенной бумаги. А значит, эти деньги пойдут на скупку реальных активов по всему миру: не только российской нефти или украинских чернозёмов, но и западных технологий, в том числе атомных. Почти одновременно британским парламентом была одобрена программа строительства 8 новых АЭС, в которой китайские компании выступят в качестве миноритарного соинвестора вместе с французской фирмой "Электрисите де Франс" (EDF).
На этом фоне позиции России как третьей стороны "глобального треугольника XXI века" выглядят всё более шаткими. Как признал премьер-министр Дмитрий Медведев, "промышленный рост практически на нуле", и объяснил это тем, что "когда мировая экономика начинает замедляться или входит в полосу кризисного развития, конечно, это создает и для нас соответствующие трудности… На этом фоне замедление экономического роста в нашей стране выглядит более или менее естественным, что, конечно, нас не радует".
Стоит заметить, что нынешняя зависимость российской экономики от цен на нефть, которые упали ниже отметки в 100 долл. за баррель, является не "более или менее естественной", а следствием вполне осознанной и целенаправленной политики последних 30 лет, направленной на интеграцию в глобальный рынок "хоть тушкой, хоть чучелом"…
Теперь, разрушив собственное производство практически по всему спектру жизненно необходимой стране продукции, России приходится жить по старинному принципу: "Наша горница с Богом не спорится: на дворе тепло — и у нас тепло, на дворе стужа — и у нас не хуже". По данным Роскомстата, только за январь-август 2013 года объём экспорта из России снизился на 0,7% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, в то время как объем импорта повысился на 1,6%, причем в лидерах роста — не машины и оборудование, а продовольствие, лекарства и другие потребительские товары.
Продолжение подобной экономической политики неминуемо приведет к тому, что очень скоро хлеб и аспирин нам придется покупать за рубежом не за "нефтедоллары", а в долг — уж бумажек-то печатный станок Федрезерва сможет нарисовать сколько угодно, только расплачиваться за эти кредиты придется не только нам, но и нашим потомкам вплоть до седьмого колена. Ограничатся ли они "насмешкой горькою обманутого сына над промотавшимся отцом" — вопрос, что называется, открытый.
Однако тем, кто сегодня, занимая ответственные посты на всех этажах российской "властной вертикали", готовит себе "запасные аэродромы" за рубежом, не следует питать иллюзий насчет того, что за богатство, "нажитое непосильным воровством", никто не спросит ни с них, ни с их детей, внуков и правнуков. Можно даже не сомневаться, что, рано или поздно, придут и спросят. Не с нашей, так с той стороны.
"Рим предателям не платит".