Сообщество «Образ будущего» 00:00 26 сентября 2013

Мегамашина

Как им под каким-то предлогом захочется объявить над Арктикой "бесполётную зону", как это произошло в Ливии и чуть было не произошло в Сирии? И вдобавок — "зону, свободную от судоходства"? Так сказать, по прецедентному праву? Короче говоря, не шумите, афиняне! "Экологический" терроризм вполне может быть сопоставим с терроризмом исламским — и не только потому, что у того и другого зеленые цвета

В Арктике раздаются очередные залпы "холодной войны", по мере глобального потепления климата и таяния льдов всё сильнее повышающей свой градус.

Китайские суда прошли по Северному морскому пути из Тихого океана в порты Германии. США проводят в Арктическом регионе военные учения совместно с вооруженными силами Швеции и Финляндии. Наконец, судно "Arctic Sunrise", принадлежащее известной "экологической" организации Greenpeace, атаковало принадлежащую России буровую нефтедобывающую платформу "Приразломная" на арктическом шельфе.

Международные защитники природы создали нешуточную угрозу здоровью и безопасности людей, работающих в российских территориальных водах. Разумеется, реакция на подобную провокацию оказалась быстрой и жесткой: российские пограничники захватили судно и под конвоем доставили его в порт Мурманска.

Протесты "мировой общественности" по данному поводу не заставили себя ждать. Как сообщил официальный сайт организации Greenpeace, "за сутки более 250 тысяч человек подписали обращение к послам России в своих странах с требованием освободить экипаж судна Arctic Sunrise. В тридцати трёх странах прошли акции у посольств, в Москве же активисты растянули пятиметровый баннер у офиса компании "Газпром" и начали бессрочную акцию протеста".

По мнению активистов Greenpeace, "компания "Газпром" не готова ни к бурению, ни к аварии. "Приразломная" принадлежит дочерней компании "Газпрома", запущена с большим количеством технических недоработок и без эффективного плана ликвидации аварийных разливов нефти. В том плане, что есть сейчас, обозначено, что с последствиями разлива будут бороться с помощью 7 судов. Для сравнения, чтобы устранить последствия разлива нефти в Мексиканском заливе, было задействовано 6000 судов".

Разумеется, я далек от того, чтобы считать: "Что хорошо для "Газпрома" — хорошо для России". "Газпром" вообще переживает не самые лучшие времена, его капитализация с 2008 года снизилась более чем вдвое, а реальная принадлежность и подконтрольность российскому государству является весьма запутанным, сложным и даже проблематичным вопросом. "Сланцевая революция" в США, за которую, по большому счету, выдают вскрытие стратегических месторождений "голубого золота" в Соединенных Штатах, сложные отношения с Украиной и европейскими клиентами, требующими снижения цен, необходимость так или иначе "вкладываться" в масштабные инфраструктурные проекты типа "Южного потока", — всё это приводит к снижению доходности и к необходимости инфляционного давления на российского потребителя. И если олигархические структуры смогли пролоббировать через правительство "замораживание" цен естественных монополий, включая "Газпром", для юридических лиц на 2014 год, то для физических лиц, то есть для нас с вами, газ всё равно станет дороже. Что в условиях экономической рецессии и соответственного падения реальных доходов населения, сами понимаете, особой радости не вызывает.

Возможно, нынешняя битва двух "Г", "Гринписа" против "Газпрома", имеет отношение к совместной американо-европейской войне против "Газпрома". Но то, что объектом атаки стала именно платформа "Приразломная", переводит всю эту ситуацию в пространство и арктического противостояния.

В Директиве Вашингтона по национальной безопасности №66 говорится:
"У Соединенных Штатов Америки имеются широкие и фундаментальные интересы национальной безопасности в арктическом регионе, и мы готовы отстаивать эти интересы как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими государствами. Среди этих интересов есть такие вопросы как противоракетная оборона и дальнее обнаружение; развертывание морских и авиационных систем в интересах стратегических морских перевозок; стратегическое сдерживание; морское присутствие; морские операции по обеспечению безопасности; обеспечение свободы судоходства и полётов авиации".

Как можно видеть, в данном документе ничего не говорится о признании прав и интересов "других стран" в арктическом регионе — признании, которое, строго говоря, единственно и может служить прочным фундаментом обеспечения национальной безопасности США как в северном Приполярье, так и во всех других регионах мира. Но это вообще традиционно для англосаксонской политики: "Нет постоянных союзников, есть постоянные интересы".

Более того, одной из приманок для формирования зоны свободной торговли между США и Евросоюзом служит принятие ЕС в Арктический Совет, который, в случае положительного решения данного вопроса, готов пролоббировать Вашингтон.

Что же касается "свободы судоходства и полётов авиации" в арктическом регионе, то передавать подобного рода общезначимые вопросы под опеку США может быть чревато весьма неприятными последствиями, которые будет трудно назвать неожиданными: а ну, как им под каким-то предлогом захочется объявить над Арктикой "бесполётную зону", как это произошло в Ливии и чуть было не произошло в Сирии? И вдобавок — "зону, свободную от судоходства"? Так сказать, по прецедентному праву?

Короче говоря, не шумите, афиняне! "Экологический" терроризм вполне может быть сопоставим с терроризмом исламским — и не только потому, что у того и другого зеленые цвета.

1.0x