Конклав кардиналов, собравшийся в Ватикане, после трехдневных дебатов избрал 266-м по счету папой Римским 76-летнего примаса Аргентины Хорхе Марио Бергольо, принявшего имя Франциск.
Это решение высших руководителей католической церкви оказалось не только нелегким: имя нового главы католической церкви было названо минимум после восьми голосований, в которых претендент должн был получить не менее 77 голосов, — но и экстраординарным.
Даже не по формальным признакам, хотя ранее ни одного представителя Латинской Америки или представителя ордена иезуитов среди римских понтификов не было. Экстраординарность данного выбора обусловлена прежде всего тем, что он означает отказ Ватикана от полной капитуляции перед Федеральным резервом США, которая казалась неизбежной после добровольной отставки Бенедикта XVI, диффамированного упреками в "нацистском прошлом", "антисемитизме", "недееспособности", педофилии высокопоставленных прелатов и так далее, и тому подобное.
Кампания против Бенедикта XVI велась не только чрезвычайно массированно и долго — в ней были задействованы все приемы государственных спецслужб, вплоть до вербовки людей из ближайшего окружения папы Римского ((камердинер Бенедикта XVI Паоло Габриэле и главный программист Ватикана Клаудио Шарпеллетти). Казалось, что теперь дело в шляпе и Федеральному резерву остается только поставить на Святой престол одного из полностью управляемых кардиналов, среди которых чаще всего назывался Питер Тарксон из Ганы, глава Папского совета по справедливости и миру.
Но ни этому "афроафриканцу", ни какой-либо из запасных фигур Федрезерва примерить на себя папскую тиару пока не удалось — понтификом избрали "тёмную лошадку" из Аргентины.
Биография Хорхе Марио Бергольо типична для представителей латиноамериканской "теологии освобождения" 60-х–70-х годов, пытавшихся дать "христианскую альтернативу" революционным порывам Фиделя Кастро и Че Гевары: родился в многодетной и небогатой семье итальянских (что немаловажно для понимания его дальнейшей карьеры) эмигрантов, получил высшее образование (химика-технолога), после чего сделал выбор в пользу церкви. И не просто церкви, а ордена иезуитов, членом которого является с 1958 года, то есть почти 55 лет.
Образ иезуита: хитрого и беспринципного манипулятора окружающими людьми "Ad majorem Dei gloriam" ("К вящей славе Божией"), хорошо знакомый нам из классических произведений западноевропейской литературы, — для Латинской Америки, как правило, не несет подобного негатива. Здесь не было ни религиозных войн, ни столкновения светских государей с "князьями церкви".
В Латинской Америке отцы-иезуиты, напротив, выполняли в основном миссионерскую, просветительскую и другие социальные функции, зачастую выступая в роли заступников угнетенных индейцев и метисов перед колониальными властями. В XVII-XVIII веках созданные иезуитами индейские "редукции" на стыке территорий современных Парагвая, Аргентины и Бразилии по сути стали "государством в государстве", к тому же с невиданным дотоле нигде в мире уровнем социальной справедливости, предвосхитившим утопические эксперименты Оуэна и Фурье.
Благодаря этому именно в среде латиноамериканских иезуитов возникла и получила широкое распространение "теология освобождения", заветам которой — без формального присоединения к ней, невозможного после осуждения Ватиканом в середине 80-х годов, — всю свою жизнь следовал Хорхе Марио Бертольо, который, наверное, мог бы повторить вслед за Уго Чавесом: "Он (Иисус) был со мной в трудные времена, в самые страшные моменты жизни. Иисус Христос, несомненно, был исторической фигурой — он был повстанцем, одним из наших, антиимпериалистов. Он восстал против Римской империи. Ибо кто мог бы сказать, что Иисус был капиталистом? Нет. Это Иуда был капиталистом, взяв свои сребреники! Христос был революционером. Он восстал против религиозных иерархий. Он восстал против экономической власти того времени. Он предпочел смерть для защиты своих гуманистических идеалов, и он жаждал перемен. Он был нашим Иисусом Христом!"
Само титуларное имя нового папы Римского — принятое им также впервые в истории Ватикана — прямо указывает на фигуру Франциска Ассизского, создателя ордена францисканцев, проповедовавшего идеалы бедности, социальной справедливости и гармонии человека с природой.
Для России и Русской православной церкви, видимо, небезразличным может оказаться и тот факт, что папа Франциск, будучи кардиналом Аргентины и возглавляя "католиков восточного обряда" (униатов), не единожды служил, по сути, православную литургию.
Именно такая яркая и неординарная фигура сегодня необходима католической церкви (да и, по секрету, всей объединенной Европе) на Святом Престоле, чтобы успешно противостоять всем "вызовам времени", сохранить, укрепить и обновить свою идентичность перед лицом либерально-глобалистского проекта. Не исключено, что некие новые параметры получат и контакты Ватикана с Московским патриархатом. Проблема заключается только в том, насколько долгим окажется понтификат папы Франциска — в истории Ватикана "молниеносные смерти" "наместника Божия на земле" случались не раз и не два.