Авторский блог Вениамин Башлачев 00:00 7 марта 2013

Мегамашина

Лживые публикации о роли Верховного Главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны, как правило, сводятся к двум утверждениям. Первая — Сталин победил, завалив Гитлера трупами«, и вторая — Сталин сознательно утаивал людские потери в войне. Поразительно, но многие продолжают верить либо в первую ложь, либо во вторую, либо в обе сразу. Утверждение: «Сталин победил, завалив Гитлера трупами» — основано на подмене боевых потерь понятием демографические потери, которые учитывают не только боевые потери, но и гибель гражданского населения, и даже нерожденных детей.

Лживые публикации о роли Верховного Главнокомандующего в годы Великой Отечественной войны, как правило, сводятся к двум утверждениям. Первая — Сталин победил, завалив Гитлера трупами«, и вторая — Сталин сознательно утаивал людские потери в войне.
Поразительно, но многие продолжают верить либо в первую ложь, либо во вторую, либо в обе сразу.
Утверждение: «Сталин победил, завалив Гитлера трупами» — основано на подмене боевых потерь понятием демографические потери, которые учитывают не только боевые потери, но и гибель гражданского населения, и даже нерожденных детей.
Цифры комплексной комиссии генерал-полковника Г.Ф.Кривошеева, которая совместно с демографами МГУ в течение нескольких лет по архивным документам СССР и Германии исследовала потери, свидетельствуют о следующем (эти данные хорошо известны, но нелишне еще раз их напомнить).
За годы войны в Советскую Армию мобилизовано 29,65 млн. воинов. В Третьем рейхе за годы войны мобилизовано 21,1 млн. человек.
Обычно сравнивают безвозвратные потери, которые учитываются военными органами — это погибшие в боях, пропавшие на фронте без вести, умершие от ран на поле боя и в лечебных учреждениях, умершие от болезней, полученных на фронте, или умершие на фронте от других причин и попавшие в плен к врагу.
Ясно, что безвозвратные потери не дают ответ о числе погибших. Ведь после войны многие из пропавших без вести и попавших в плен к врагу остались живы. Часть из них могла попасть к партизанам, часть — выйти из окружения и быть зачислена в другую в/ч.
Например, мой старший брат Николай дважды был в окружении. Первый раз — 22 июля под городом Соколь Житомирской области, вышел из окружения через 33 дня под Киевом. Был зачислен в другую часть, но в сентябре попал в окружение второй раз, из которого вышел через 45 дней уже в Брянской области. Так что мой брат дважды попадал в списки безвозвратных потерь.
Ясно, что реальные боевые потери существенно меньше безвозвратных потерь. Бесстрастная демографическая оценка показывает:
— боевые потери русского народа — 5,5-6 млн. человек.
— боевые потери немецкого народа — 6-7 млн. человек.
Уже отсюда ясно, что утверждать: «СССР победил, завалив врага трупами» — чудовищная ложь.
Отдельно сравним погибших в плену. По данным немецкого историка Кристиана Штрайта, советских военнопленных в лагерях Германии было 5 700 тыс., из них умерло 3 300 тыс. По данным комиссии Кривошеева у нас в лагерях за все годы было 4 126 964 военнопленных немцев, умерло 580 548 человек. Так что в советском плену погиб — ОДИН из каждых СЕМИ немцев, а в немецком плену — ТРОЕ из каждых ПЯТИ русских.
Да, советские демографические потери в ДВА раза БОЛЬШЕ, чем у немцев. Но причина в том, что война на территории Русской равнины продолжалась три с половиной года, а на территории Германии — лишь 3 месяца. Кроме того, советские войска не уничтожали целенаправленно гражданское население противника, как это делали немецкие войска на территории СССР. Поэтому потери советского гражданского населения на территории Русской равнины почти в 20 раз БОЛЬШЕ, чем потери гражданского населения Германии.
Теперь разберемся, утаивал ли Сталин военные потери СССР?
Впервые цифру потерь Сталин назвал 14 марта 1946 года в интервью газете «Правда»: «В результате немецкого вторжения Советский Союз безвозвратно потерял в боях с немцами, а также благодаря немецкой оккупации и угону советских людей на немецкую каторгу, около семи миллионов человек».
«Безвозвратные потери» — это военный термин. Назвать их Сталину могли лишь военные органы. Каких либо сводок потерь гражданского населения в начале 1946 года, всего лишь через несколько месяцев после войны, — не могло быть в принципе.
О гибели на фронтах по приказам № 450 (1941 г.), № 138 (24.06.1941 г.), № 023 от 4.02.1944 г.) составлялся именной список безвозвратных потерь личного состава (подчеркиваю, список ИМЕННОЙ, а не просто голая «цифра»). Полк представлял список потерь в штаб дивизии 6 раз в месяц. Дивизия — в армию тоже 6 раз в месяц. А в Генштаб сведения о потерях поступали 3 раза в месяц.
В январе 1946 года военные подготовили Сталину справку с оценкой Генштаба — «убитых, умерших от ран и пропавших без вести на поле боя — 7,5 млн. чел.».
Хорошо известно, что Сталин мало кому доверял. Ясно, что и эту оценку Генштаба он не просто принял как данность. Он мог оценить потери сам.
Во-первых, в сводку Генштаба о безвозвратных потерях, внести поправку на тех, кто мог остаться живым после плена или выйти из окружения, о чем уже говорилось выше.
Во-вторых, Сталин знал, что в годы войны мобилизовано 29,5 млн. чел., что в схватках с немцами гибло до четверти бойцов — это ясно было по сводкам Генштаба: и по битве за Москву, и по битве за Сталинград, да и другие битвы Сталин тоже не обходил вниманием. По числу мобилизованных и по конкретным битвам с немцами Сталин вполне мог сам оценить потери в 7 млн. чел., сопоставив их с 7,5 млн. данными Генштаба.
Сравним цифру, озвученную Сталиным сразу после войны, с теми 8 668 400 боевых потерь, которые получены в 1990-х в результате длительных исследований комиссией Кривошеева, и признаем: утверждать, будто Сталин сознательно утаивал военные потери — нет никаких оснований.

1.0x