Сообщая членам правительства о подписании Бюджетного послания на 2013-2015 годы, президент РФ Владимир Путин пообещал, что переход к новым принципам государственного финансирования учреждений социальной сферы: в том числе, науки, образования и медицины, — вовсе не отменяет конституционного права граждан на бесплатное лечение и учёбу, попросив "исключить всякие спекуляции на этот счёт".
Что ж, если так, то так. Значит, противодействие общества правительственным планам перехода к платной медицине и платной школе — кстати, планам не абстрактным и не "спекулятивным", а детально проработанным и даже утвержденным на государственном уровне, — возымело своё действие. Однако путинские слова вовсе не значат, что граждане России действительно смогут учиться и лечиться бесплатно в тех же объёмах и с тем же качеством, что и раньше, не говоря уже о стандартах советского периода.
Всё будет, как в известной эстрадной репризе:
— Скажите, я имею на это право?..
— Да, имеете!
— Значит, я могу это получить?..
— Нет, не можете!
Права россиян на бесплатное лечение и учёбу в законодательном порядке, и правда, пока не отменили, но реальные возможности осуществления этих прав снизятся ощутимо.
Что значит на деле заявленный действующим президентом РФ переход от сметного к программно-целевому принципу финансирования медицинских и образовательных учреждений? Как показывает практика тех регионов, где этот принцип "обкатывался" в форме различных "пилотных" проектов — прежде всего в Москве — разного рода "подводных камней" он таит предостаточно.
Прежде всего, это касается объёма "медицинских и образовательных услуг", которые будут финансироваться из бюджетов всех уровней "программно-целевым" способом. Установленный здесь "федеральный стандарт" чем-то сродни официальному "прожиточному минимуму", который в первом квартале 2002 года Росстат определил в размере 6307 рублей в месяц, или минимальному размеру оплаты труда (МРОТ), который был установлен на уровне 4611 рублей. Ну, попробуйте прожить на такие деньги в нынешней России... Например, заплатить минимум две с половиной тысячи рублей за квартиру, а потом ни в чём себе не отказывать на 100 рублей в день. Минимальный набор продуктов питания на месяц, оказывается, стоит 2313 рублей, или меньше 80 рублей в день. Заключенным в российских тюрьмах полагается больше, чем свободным гражданам нашей свободной страны.
Приведу хорошо известную выдержку из директивы Адольфа Гитлера министру по делам восточных территорий Альфреду Розенбергу о введении в действие Генерального плана "Ост" от 23 июля 1942 года: "Славяне должны работать на нас, а в случае, если они нам больше не нужны, пусть умирают. Прививки и охрана здоровья для них излишни… образование опасно. Достаточно, если они будут уметь считать до ста…"
Здесь нет места подробно разбирать запланированные федеральные стандарты "образовательных и мединских услуг", но они уверенно движутся в сторону обозначенного фюрером "идеала". Всё, что сверх того, — должны оплачивать уже региональные и муниципальные власти, а также сами граждане, заинтересованные в получении таких услуг.
Что всё это значит, думаю, специально разъяснять не стоит. В любом случае, общий уровень образования и здравоохранения в нашей стране пойдёт и дальше вниз, усилится региональное и социальное неравенство, то есть, Россия окончательно утратит человеческий потенциал развития и перестанет быть единым государством.
На данном фоне такие моменты, как, например, тотальное ухудшение качества питания и медицинского обслуживания учащихся, увеличение побочных (административных и прочих) расходов с криминализацией жизни школ и больниц, резкое сокращение числа медицинских и образовательных учреждений вследствие их "неконкурентоспособности" и т.д., — выглядят едва ли не пустяками, хотя это тоже далеко не пустяки.
То есть, по сути ничего в правительственных планах не поменялось и поменяться не могло — хотя бы потому, что "оптимизация бюджетных расходов", в просторечии именуемая "попилом бюджета", продолжает оставаться главным источником доходов не только российской бюрократии, но и значительной части российского бизнеса — тех слоёв общества, в интересах которого действует и интересы которого представляет нынешняя "властная вертикаль". В условиях, когда приток "нефтедолларов" в государственную казну снижается, а аппетиты "коррупционного класса", владеющего властью и собственностью, напротив, продолжают расти, удовлетворить их можно, только собрав "с миру по нитке", а лучше — сразу несколько ниток. Именно поэтому растут потребительские тарифы и цены, повышаются налоги и штрафы, урезаются и будут урезаться расходные статьи бюджета на социальные цели.
А так, конечно: все лица — самые честные, слова — самые правильные, а намерения — самые благие. Только такими благими намерениями вымощена дорога известно куда, что в интерпретации незабвенного Виктора Черномырдина звучало следующим образом: "Хотели как лучше, а получилось как всегда". Нет, дорогие наши, пока всё у вас получается именно так, как вы хотите, не надо лукавить.