Встреча "Большой двадцатки" в мексиканском Лос-Кабосе была примечательна прежде всего тем, что именно здесь должна была состояться первая после нового избрания Владимира Путина его встреча с президентом США Бараком Обамой.
И эта встреча состоялась. Разумеется, она носила полностью официальный характер, лидеры не уединялись для приватной "беседы без галстуков", в их разговоре принимали участие главы внешнеполитических ведомств двух стран, послы и помощники президентов.
По итогам встречи было принято совместное заявление и проведена пресс-конференция, где Путин и Обама заявили о том, что сотрудничество РФ и США будет продолжаться и развиваться по всему спектру вопросов, представляющих взаимный интерес, в том числе таких спорных, как развертывание евроПРО, атомная программа Ирана и ситуация в Сирии.
Предельно дипломатичные и обтекаемые формулировки сделанных высказываний и принятых документов свидетельствуют о том, что они стали результатом сложного и пока не слишком устойчивого компромисса между ранее заявленными позициями сторон. Однако они позволяют хотя бы приблизительно оценить параметры этого компромисса.
По Сирии. В документе не озвучен ставший за последнее время уже нормой американской дипломатии тезис о нелегитимности правительства Башара Асада и необходимости его отстранения от власти. Говорится только о прекращении насилия в этой стране и поддержке миссии Кофи Аннана. Разумеется, это не означает, что США прекратят поддержку сирийских "оппозиционеров", однако формы такой поддержки могут в каких-то пределах измениться. Предпринятое перед G20 давление на Кремль с обвинением в продаже российских вертолётов и оружия "кровавому режиму Асада" не возымели никакого действия на российскую сторону, которая, по всей видимости, не намерена сдавать официальный Дамаск и свои позиции в Сирии.
По Ирану. В документе подчёркивается право Ирана на развитие своей атомной программы в мирных целях, но при условии её "полной прозрачности" для МАГАТЭ и мирового сообщества. Кроме того, во время пресс-конференции по итогам встречи Барак Обама сказал буквально следующее: "Существует еще время, существуют еще возможности для дипломатического решения проблемы, связанной с потенциальным приобретением ядерного оружия Ираном". На фоне уже неоднократно прозвучавших из Пентагона заявлений о готовности "решить проблему атомной программы Ирана военным путём", то есть нанесения удара по его ядерным объектам, это означает прежде всего то, что такой удар: а) не состоится в ближайшее время и б) не состоится без согласования с руководством России или хотя бы без уведомления его о таком шаге, то есть удар не будет носить абсолютно внезапного характера.
Ещё одним достижением Путина следует признать полученное им согласие Обамы посетить с визитом Россию: еще со времен Политбюро ЦК КПСС вопрос "кто к кому ходит" был вопросом иерархического властного статуса.
Всё это — несомненные плюсы состоявшегося диалога для нашей страны и для Путина как президента РФ. Однако есть и несомненные минусы.
Прежде всего — это положительная оценка вступления России в ВТО и увязка судьбы поправки Джексона/Вэника в Конгрессе США с ратификацией протокола о вступлении, которая должна состояться до 15 июля.
Негативные последствия такого решения уже неоднократно обсуждались в российском информационном пространстве, в том числе — и на страницах газеты "Завтра". Еще одной акцией в данном направлении стали состоявшиеся в Госдуме РФ 15 июня публичные слушания по данной проблеме, организованные фракцией "Справедливая Россия". Однако никакие предупреждения со стороны общества здесь на нашу "властную вертикаль" уже не действуют, а потом ситуация будет полностью соответствовать известному анекдоту: "Поздно, доктор, пить боржоми, если почки отвалились".
Еще одним минусом является расширение "северного маршрута" для афганского транзита, который, по сути, является механизмом втягивания России в конфликт с исламским миром, вносит диссонанс в наши отношения с Китаем и способствует увеличению наркотрафика не только в Европу, но прежде всего — в нашу страну, не говоря уже о постоянном присутствии военных контингентов НАТО на российской территории.
Согласно оценкам экспертов, благодаря работе "северного маршрута" в Афганистане сосредоточена уже более чем 200-тысячная военная группировка США и их союзников, которая может осуществлять масштабные боевые операции не только на территории этой страны, но и в радиусе более 1000 км от границ Афганистана, что является серьёзным геостратегическим фактором, способ- ным воздействовать на Россию, Китай, Индию, Пакистан, Иран и государства Центральной Азии.
В целом стоит признать, что минусы по итогам данной встречи носят долгосрочный и стратегический характер, а плюсы — краткосрочный и тактический. Хотя в нынешних условиях выигрыш на короткой дистанции, здесь и сейчас, может оказаться более необходимым и важным, нежели проигрыш на длинной. Нужно лишь не сойти с дистанции и своевременно скорректировать направление движения. Будем надеяться, что хотя бы это Путин понимает.