Доктор философских наук, автор многих научных и публицистических работ, инициатор введения в отечественную систему образования нового предмета "россиеведение", а заодно старший брат "главного ваучера" Игорь Чубайс предложил "выбросить" годы советской власти из истории России.
Мысль, конечно, интересная, хотя уже не новая. Многим хочется "выбросить" из России то какие-то эпохи её истории, а то какие-то "ненужные" территории, населённые "неправильными" народами. Мне 82 года, я видел войну, и могу сказать, что, если бы так, как Игорь Чубайс, думали тогда, то никакой Победы над нацистами мы бы не одержали, и где тогда был бы сам Чубайс со своим печально знаменитым братом — неизвестно.
Из истории ничего нельзя "выбросить". Потому что сделать это просто невозможно. Тем более слушать такие предложения от бывшего коммуниста с 15-летним партийным стажем даже странно. Ведь философский факультет он закончил в советском вузе. И кандидатом наук стал в советское время, защитив диссертацию по теме "Воздействие телевидения на формирование общественного мнения (на материалах ПНР и СССР)".
Получается, "выбрасывая" годы советской власти, Игорь Чубайс должен выбросить и свой диплом о высшем образовании, и свой диплом кандидата философских наук! Ведь откуда он тогда такой взялся? Тут какая-то нестыковка. Ведь наверняка еще, будучи студентом, и стипендию получал от ненавистной ему теперь советской власти? И доплаты за ученую степень...
Еще раз скажу: из истории ничего нельзя "выбросить". Потому что сделать это просто невозможно. Но природа не терпит пустоты. И если вы какую-то часть истории из своей головы всё-таки выбросите, то оставшаяся часть займёт и чужое место тоже.
Поэтому я не принимаю, но понимаю, почему некоторые "учёные" считают царскую Россию чуть ли не "раем на земле". Я не буду сейчас доказывать, что это было не совсем так. Просто посоветую внимательнее читать классиков русской художественной литературы XIX века. Всё, что они писали, — исходило из реальной жизни. И, кстати, ни один из них не был коммунистом, как оба брата Чубайса. И даже братьями-масонами были далеко не все. Думаю, прочитав, скажем, Гоголя, Тургенева, Лескова, Чехова, Куприна — можно убедиться, что не такая уж и сладкая была в то время жизнь. Особенно у крестьян, которые получили "волю без земли".
То же самое можно сказать и про советское время. Оно тоже не было "райским садом". Скорее, "детским садом" — мы многого не знали и просто не могли знать в тех условиях. И поэтому какой-нибудь доклад Хрущева ХХ съезду или "Один день Ивана Денисовича" Александра Солженицына мог сильно повлиять на людей. Не случайно ходят слухи, что именно по предложению Хрущева "Один день Ивана Денисовича" должны были представить на Ленинскую премию. Но общественность выступила резко против, и это предложение не прошло.
Я скажу просто. Сытый, одетый, обутый, всем довольный народ на бунт и революцию не пойдет. Это истина. И для большинства людей при любой власти всё упирается в один вопрос: не зачем я живу, а как я живу. Хорошо живу — люблю власть, плохо живу — ненавижу власть. В 1991 году советская власть рухнула потому, что не могла (или не хотела?) людей кормить, одевать, обувать, снабжать хорошими бытовыми приборами и т.д. Глядя на то, как устроились сегодня бывшие партийные начальники, я почему-то больше склоняюсь ко второму варианту. "Номенклатура" и "диссиденты" — это две стороны одной медали.
Но даже от неё не стоит отказываться, не "выбрасывать" и не "отбрасывать" из нашей истории период советской власти, а наоборот, изучать его, и хорошо изучать. Ибо тогда мы тоже жили, работали, защищали Родину, прорывались в космос — и скажу, что наша страна не считалась страной "третьего мира", как считается сейчас. Надо, чтобы подрастающее поколение гордилось прошлым своего народа, своими отцами, дедами и прадедами, создавшими великую индустриальную страну. Уважение к предкам — это и есть основа патриотического воспитания. А истории иванов денисовичей не должны перечеркивать героический труд наших предков. Что же касается "зэков", то если бы герой Солженицына отбывал срок в нынешних СИЗО и колониях, то, не исключено, ГУЛАГ показался бы ему чем-то вроде дома отдыха...
Игорь Чубайс тонко замечает, что нельзя быть одновременно патриотом Северной Кореи и Южной Кореи, хотя как народ корейцы едины. И делает вывод, что нельзя быть одновременно патриотом России и СССР. Это профессиональная софистика: ведь господин Чубайс хорошо понимает, что КНДР и Республика Корея существуют — как два разных государства, населенных одним народом, — одновременно! И у каждого корейца всегда был и есть выбор между ними. А мы не можем отказаться от прошлого Союза или от нынешней России. Свою Родину я полюбил в детстве и люблю сейчас — Родину, а не политическую систему. И она у меня одна, хоть в разные эпохи называлась по-разному. И если потребуется, я готов послужить моей Родине так же добросовестно и честно, как служил в годы советской власти. Именно любовь к своему народу, к своей Родине и должны быть лейтмотивом всех наших деяний и нашей национальной идеи, о которой на словах так печётся Игорь Чубайс.