Согласно официальным сообщениям, 4 апреля были проведены комбинированные оперативные учения аэрокосмических сил США под названием Operation Chimichanga ("чимичанга" — традиционное блюдо мексиканской кухни, популярное и в юго-западных штатах), которые включали как виртуальную, так и реальную составляющую.
Последняя представляла собой вылет с базы Форт-Юкон на Аляске более чем 50 истребителей пятого поколения F-22 и сверхзвуковых бомбардировщиков B-1B, которые преодолели расстояние в 9000 км (на первом этапе — под прикрытием F-16), а первая — моделирование сверхдальнего скрытного "уничтожающего" авиационного удара по защищенным целям, включая командные центры, шахтные пусковые установки стратегических/оперативно-тактических ракет и т.д.
В новейшей истории наличествует вполне успешный прецедент подобной операции. В ночь с 14 на 15 апреля 1986 г. тактические бомбардировщики F-111, вылетевшие с баз в Великобритании, и штурмовики А-20 морского базирования (авианосец USS America) нанесли массированный удар по целям в Ливии, включая объекты ПВО, аэродромы и резиденцию Муаммара Каддафи. Поводом для этой акции устрашения, носившей название El Dorado Canyon, стало обвинение Ливии в поддержке международного терроризма (взрывы на борту авиарейса Рим—Афины и на дискотеке в Западном Берлине). Тогдашнее руководство СССР во главе с М.С.Горбачёвым, только что впервые произнесшим слово "перестройка", сделало вид, что в данной ситуации его хата с краю, и трусливо промолчало. Потом были "кувейтская война", "гуманитарные бомбардировки" Югославии, Афганистан, Ирак и снова Ливия...
Теперь, спустя более чем четверть века после "Каньона Эльдорадо", американские военные показали, что готовы "накормить чимичангой" любых геостратегических противников США. Официальной целью учений было заявлено "поддержание военно-политической стабильности в западной части Тихого океана". При желании это можно трактовать как ответ на такие громкие военно-политические акции КНДР, как запуск космической ракеты "Ынха-3" и ядерные испытания.
Однако, учитывая, что расстояние от Форт-Юкона до столицы РФ не превышает 7000 км, а до столицы КНР — и того меньше, данное сообщение можно считать "предупредительным выстрелом" из Вашингтона в адрес не столько Пхеньяна, сколько Пекина и Москвы. По мнению ряда военных экспертов, сегодня ни Россия, ни Китай наличными силами не в состоянии отразить подобный "аэрокосмический блицкриг" Соединённых Штатов. Состоявшиеся как раз в середине апреля ("наш ответ Чемберлену"?) российские военные учения "Ладога-2012", на которых отрабатывалось отражение массированного авиаудара вероятного противника с северного направления, продемонстрировали, что оно возможно — и то с весьма "относительным" результатом — только в отсутствие фактора внезапности, на который и делают главную ставку американские военные. В свете подобных планов создание "транзитного пункта НАТО" (читай — военной базы США) в Ульяновске выглядит абсолютно неадекватным действием. Говоря историческими словами Гучкова, "что это: глупость или преступление?"
Конечно, данная информация вовсе не значит, что завтра или послезавтра с наведенных по спутникам (или по той же базе в Ульяновске) "стелсов" на наши с вами головы посыплются американские бомбы и ракеты. Прежде всего потому, что "гладко было на бумаге" (в данном случае — "на компьютере"), а в "условиях, приближенных к боевым", тем более, что Россия и Китай — далеко не Ливия, вряд ли кто-то поручится за обязательный успех подобной "чимичанги". Но её "дегустацию" вполне могут провести на Сирии или Иране, а аппетит приходит во время еды. "Логика вещей" сегодня такова, что искушение задействовать свою военную машину у Соединенных Штатов, погрязших в долгах и прочих связанных с кризисом проблемах, рано или поздно может стать практически неодолимым — ведь пушки всегда были последним доводом королей.
Не случайно в западных масс-медиа последние месяцы начала активно продвигаться тема вероятного конфликта между КНР и Филиппинами за спорный участок в Южно-Китайском море, известный как остров Хуанъянь, или "мель Скарборо". Как известно, на территории Филиппин до 1992 года располагались крупные военные базы США, которые были убраны оттуда в рамках "стратегического партнёрства" с Китаем после уничтожения СССР. Однако в настоящее время Вашингтон ведёт с Манилой переговоры о восстановлении работы знаменитой базы Субик Бэй.
У нашей страны на Тихом океане есть еще большее "окно уязвимости", чем у Китая, а именно — Южные Курилы, которые считает своими "незаконно оккупированными Россией северными территориями" Япония, после Фукусимы также переживающая далеко не лучшие времена. Обострение ситуации здесь может произойти буквально в любой момент — и с малопредсказуемыми последствиями.
Глобальная война — разумеется, под лозунгами "сохранения мира" и "защиты демократии", и только в ответ на агрессивные действия "сил зла" (от Глейвица до 9/11 сценарий, по сути, остаётся одним и тем же) — становится всё более вероятной. Из этого прискорбного факта и следует исходить нашей государственной власти (какая бы она ни была) при осуществлении не только внешней, но и внутренней политики, а нашему обществу — при оценках (какие бы они ни были) этой политики.