Сообщество «Изборский клуб» 00:00 3 сентября 2015

Мегамашина

Как понимать внезапное прекращение обвала мировых фондовых бирж и столь же внезапное изменение конъюнктуры сырьевых рынков? Почему нефть, которой пророчили падение до 30 долл. за баррель и даже ниже, начала расти и превысила планку в 50 долл.? Почему, наконец, золото остается на уровне не выше 1150-1200 долл. за тройскую унцию?

Как понимать внезапное прекращение обвала мировых фондовых бирж и столь же внезапное изменение конъюнктуры сырьевых рынков? Почему нефть, которой пророчили падение до 30 долл. за баррель и даже ниже, начала расти и превысила планку в 50 долл.? Почему, наконец, золото остается на уровне не выше 1150-1200 долл. за тройскую унцию?

Чтобы ответить на эти вопросы, надо разобраться с тем, почему и как четыре сессии непрерывного падения фондовых индексов США, с четверга 20 августа по вторник 25 августа, в среду 26 августа, наконец, сменились ростом. Причем сразу по всем торгуемым инструментам, и не только на американских торговых площадках. В "зелёную зону" до 29 августа ушли практически все мировые рынки: от Лондона до Шанхая, не исключая Москву, а начиная с 30 августа снова происходят колебания "около нуля", с ощутимыми "просадками" China Shanghai Composite.

Судя по всему, "игра на понижение" 24-25 августа по всем площадкам оказалась настолько сильной, что находившихся в распоряжении американских "супербизонов" ресурсов хватило только на два дня активного противодействия китайским "суперпандам" (или чуть больше, но не тратить же всё сразу до последнего цента?). В течение двух этих сессий наблюдалась одна и та же картина: резкое падение в начале торгов, затем долгие и почти успешные попытки отыграть полученный "минус", а в конце дня — новый безусловный провал. В любом случае "цена вопроса" оказалась намного превышающей реальные возможности Обамы и Ко (или, наоборот, Ко и Обамы). Конечно, странно, что крупнейший эмиссионный центр глобальной экономики оказался банально не готов к более-менее серьёзной финансовой — даже не войне, а стресс-тесту, но дело, видимо, не в объёме бумажных или электронных долларов, которые могут быть брошены на фондовый рынок, а в чём-то совершенно ином. В противном случае, "бодание" могло бы продлиться гораздо дольше, а его исход всё это время оставался бы сомнительным. "Суперпанды", играя на понижение и выходя из акций и "трежерис", накопили бы гигантские объёмы долларового "кэша", но вот вопрос — на что бы они могли его потратить?

Интересно выглядит гипотеза о том, что всё дело — в золоте. Казалось бы, где проблема? Ведь официальный золотой запас США составляет 8133,5 тонн, а КНР — всего лишь 1658 тонн, почти в пять раз меньше. Но это, так сказать, на бумаге. В реальности у КНР золота, скорее всего, намного больше, а у США — наоборот, намного меньше, чем заявлено. И угрозе "золотого дефолта", который неминуемо должен был последовать в ответ на китайские требования о поставках физического металла по уже оплаченным контрактам, Соединенным Штатам противопоставить оказалось нечего. В результате финансовая война завершилась, так толком и не начавшись: Китай де-факто пригрозил Америке сбросить на неё "золотую термоядерную бомбу", тем дело и кончилось…

Конечно, ключевая роль золота в современной экономической и валютной системе не то чтобы оспаривается, но даже прямо отрицается. Однако "новый курс" Франклина Рузвельта начался как раз с того, что всех граждан США обязали продать государству всё имевшееся у них золото по цене чуть больше 20 долларов за унцию ("священное право частной собственности", ау!), и только в 1974 году Конгресс восстановил их право легально владеть золотом, а указ Рузвельта признали утратившим силу.

И случилось это лишь после того, как Никсон в 1971 году отменил золотое содержание доллара, сохранив при этом статус американской валюты как расчетной и резервной в глобальном масштабе, что было окончательно закреплено Ямайскими соглашениями 1976 года.

И если высказанная выше гипотеза верна, то дальнейшее развитие ситуации, скорее всего, должно выглядеть именно так:

— повышение учетной ставки ФРС до конца 2015 г. не состоится;

— вместо этого ФРС должна будет начать четвертую программу "качественного смягчения" (QE-4), которая продлится примерно год-два;

— за это время Китай существенно расширит сферы своего контроля и влияния в мировой экономике;

— продолжится также перекачка физического золота из США и Европы в Китай, при одновременном умеренном росте мировых цен на нефть и другие сырьевые товары.

Фото: Reuters

1.0x