Авторский блог Олег Щукин 00:00 28 марта 2012

Мегамашина

<p>И не надо в ответ удовлетворяться ссылками власть предержащих на нехватку денег и так далее. Всё у них сегодня есть, всего хватает. Может быть, кроме понимания того, что колокол звонит и по ним тоже.</p>

Россия продолжает вымирать. Опубликованные Росстатом данные за 2011 год, несмотря на весь официозный оптимизм: "увеличение числа родившихся (в 40 субъектах Российской Федерации) и снижение числа умерших (в 79 субъектах)... естественный прирост населения зафиксирован в 28 субъектах", — означают только то, что они означают. А именно — "русский крест" (то есть, превышение количества смертей над количеством рождений) становится всё жирнее, какого-то кардинального изменения демографической ситуации в лучшую сторону не происходит.

Естественная (хотя насколько она естественная — отдельный вопрос) убыль населения в настоящее время компенсируется и даже превышается за счёт иммигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, в большинстве своём не имеющих отношения ни к отечественной истории, ни к отечественной культуре, ни к технологическим стандартам современной России. Но в Кремле подобную ситуацию считают не только допустимой, но даже единственно возможной и даже желательной: ведь осознающими свою "неполноценность" и "второсортность" негражданами "страны пребывания" куда проще управлять. Правда, это — лишь на время, до определенного количественного барьера, и данный барьер еще не преодолен, даже не достигнут. Но, как показывают данные Всероссийской переписи населения 2010 года, это — дело уже не слишком отдаленного будущего: десяти, максимум пятнадцати лет. Особенно, если миграционные потоки в нашу страну будут нарастать по различным причинам климатического и социально-политического характера.

Казалось бы, на эти темы уже говорено-переговорено... Но в основном широко обсуждались и обсуждаются проблемы миграции и рождаемости, а  проблемы смертности остаются где-то далеко на заднем плане. Да, в России — сверхсмертность, особенно среди мужчин трудоспособного возраста, да и в других половозрастных категориях наша страна по данному показателю заметно превышает уровень не только Евросоюза и США, но даже многих "развивающихся" стран. Да, уровень смертности от ДТП, отравлений алкоголем, бытовых и производственных травм на 1000 населения у нас зашкаливает за любые мыслимые и немыслимые планки. И что можно со всем этим сделать? Снова ввести "сухой закон", запретить водителям ездить по нашим дорогам со скоростью свыше 60 км в час, а предпринимателей обязать не экономить на технике безопасности и не выжимать все соки из наёмных работников? Так, может, тогда и всю систему надо менять?

Но сейчас в публикации Росстата моё внимание привлекла непритязательная таблица с расшифровкой причин смертности населения Российской Федерации. Оказывается, 55,6% из почти двух миллионов умерших, то есть, больше миллиона, приходится на болезни кровообращения (инфаркты, инсульты и т.д.), около полумиллиона — на другие заболевания (включая онкологию), и менее 200 тысяч — на внешние причины смерти (от производственных травм и автомобильных аварий до "случайных" отравлений некачественным алкоголем и убийств). Следовательно, еще около 300 тысяч смертей проходят по разряду "другие причины". То есть, основной массив смертности в России связан именно с болезнями, особенно — болезнями сердечно-сосудистой системы, а значит, в принципе, он мог быть гораздо меньше.

Как указывают исследователи, сегодня средний возраст смерти от болезней системы кровообращения в России гораздо ниже, чем в странах ЕС: для мужчин — в среднем на 11,6 года, а для женщин — на 7,9 лет. Для "внешних причин смерти" аналогичный разрыв выглядит еще более внушительным: 18,7 года для мужчин и 8,3 года для женщин.

Что всё это означает? А означает всё это прежде всего катастрофическое социальное неблагополучие в Российской Федерации. Показатель средней продолжительности жизни давно и прочно признан ООН в качестве интегрального индикатора уровня жизни в той или иной стране. И если в какой-то группе населения — например, у страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями — он оказывается настолько ниже, чем в других странах мира, то, наверное, впору ставить вопрос о дискриминации данной группы населения. Вряд ли кто-то из нас способен изменить свои возраст, пол, расовую и этническую принадлежность — любые попытки, предпринятые в этом направлении, будут носить и носят, как минимум, несколько странный характер. Но заболеть, и заболеть серьёзно, может каждый. Более того, эта перспектива практически неизбежна. Хотя понятно, что подавляющее большинство живущих надеются её избежать, а потому стараются "не думать о плохом".

Но лучше думать обо всём и учитывать все риски. А от первых лиц государства и регионов, от всех власть предержащих, так любящих желать нам здоровья под Новый год, в ответ потребовать, как минимум, эффективной системы здравоохранения, чтобы машина "скорой помощи" к "сердечникам" приезжала, как такси по вызову, — в течение максимум получаса, чтобы ей было куда везти больного — туда, где ему быстро окажут квалифицированную помощь, а не бросят бороться с его недугом в приёмном покое из-за отсутствия нужных специалистов, оборудования и лекарств...

И не надо в ответ удовлетворяться ссылками власть предержащих на нехватку денег и так далее. Всё у них сегодня есть, всего хватает. Может быть, кроме понимания того, что колокол звонит и по ним тоже.

1.0x