Сообщество «Экономика» 00:00 11 июня 2015

Мегамашина

На днях российское медиа-пространство облетела весть о том, что Михаил Шляпников, фермер деревни Колионово Егорьевского района Московской области, привлечен к суду по иску Центрального банка России. Причиной иска стали "колионы" — напечатанные Шляпниковым на цветном принтере "расчётные единицы", которые, по мнению стороны обвинения, "будучи денежными суррогатами, представляют угрозу для единства платежной системы РФ, а также создают угрозу для осуществления монополии РФ на эмиссию денежных средств, дезориентируют население в условиях экономического кризиса".

На днях российское медиа-пространство облетела весть о том, что Михаил Шляпников, фермер деревни Колионово Егорьевского района Московской области, привлечен к суду по иску Центрального банка России. Причиной иска стали "колионы" — напечатанные Шляпниковым на цветном принтере "расчётные единицы", которые, по мнению стороны обвинения, "будучи денежными суррогатами, представляют угрозу для единства платежной системы РФ, а также создают угрозу для осуществления монополии РФ на эмиссию денежных средств, дезориентируют население в условиях экономического кризиса".

Надо сказать, что в ЦБ и прокуратуре мух не ловят, поскольку о выпуске "колионов" Шляпников публично сообщил еще в августе прошлого года: "Эмиссия наличных колионов составляет общую сумму, в эквиваленте равную одному миллиону рублей. Или 20 тысяч колионов… Один колион приравнивается к пятидесяти российским рублям. Курс при покупке и продаже одинаков… На начальном этапе сущность колионов соответствует функциям акций при краудфандинге, которые можно поменять на результаты нашего производства по фиксированным ценам… Еще проще — вы покупаете колионы, например, за рубли,.. которые мы тратим на приобретение стройматериалов, а ваши колионы чуть позже меняем уже на наши сезонные товары (прайс уже в процессе подготовки)".

Фермер, как видим, оказался не простой, а с хорошей экономической подготовкой: со знанием дела говорит о том, чем его "колионы" отличаются от "гезелевских денег" и от нынешних фиатных "билетов Центробанка России". И прайс у него такой же: ведро картошки — пять "колионов".

Чего же так взвился ЦБ, подключив к делу прокуратуру? Неужели Михаил Шляпников своими "колионами" покусился на святая святых, Конституцию РФ, ст. 75 которой гласит: "Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются"?

А где у нас законодательное определение "денежной единицы", что это за зверь такой? Оказывается, нет такого определения! Ст. 27 Закона "О Центральном банке Российской Федерации" гласит: "Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль. Один рубль состоит из 100 копеек. Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещаются". Ну и, для разнообразия, ст.28 того же закона: "Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается".

Рубль — это денежная единица России, денежная единица России — это рубль. А что такое — сама денежная единица? Где законодательно определены её характеристики и функции? Да нет их! Как малые дети в песочнице: все друг друга понимают и так, без слов. Но те хоть говорить не умеют, а эти — явно не хотят. Почему?

Да потому, что в такой ситуации за характеристики и функции рубля, денежной единицы Российской Федерации, она же национальная валюта, которая ни с какой реальной стоимостью не соотносится, Центробанк никак и ничем не отвечает… Что такое стабильность рубля? Он как был сто копеек, так и остается — чем не стабильность? А если обменный курс национальной валюты, скажем, к доллару рухнет в три раза, как в декабре прошлого года, — это нормально! Ключевая ставка ЦБ в 17% годовых — не страшно! Растут цены потребительского рынка на 30-40% в год — да молодцы! Задыхается реальное производство от нехватки оборотных средств — так ему и надо! Сказка! Просто праздник какой-то!

Впрочем, вру, привязка рубля есть — привязка к доллару согласно правилам "вашингтонского консенсуса" и требовниям МВФ, чтобы объём национальной валюты, находящейся в обращении, не превышал объёма золотовалютных резервов Центробанка — в эквиваленте по обменному курсу. И то, что доллары — пустышка уже на 95%, что ФРС США, осуществляя "программы количественного смягчения", попросту печатает фальшивые деньги, которые здесь ЦБ считает по надежности равными золоту и даже выше, — никого не волнует.

А вот фермер Шляпников с его "колионами"… Не хочет брать кредиты в коммерческом банке под "эффективные" 50-100% годовых. Не хочет продавать свою продукцию за стремительно теряющий в покупательном весе рубль Центробанка. Не хочет вписываться в глобальную "империю доллара" Да "лишить сущности и память вытоптать"!

Это — вместо того, чтобы задуматься о причинах появления "колионов" и о том, почему они (а также их аналоги) предоставляют для "билетов Банка России" такую опасность. "Цезарь, ты сердишься — значит, ты неправ!" Ведь за прошедшие месяцы, надо полагать, "колионы" доказали свою жизнеспособность — иначе бы за них не судили сегодня, спустя десять месяцев после их запуска в оборот, фермера Шляпникова. А раз так — значит, они в реальности заполняют те экономические ниши, которые оставляет пустыми рубль Центробанка. Так не разумнее было бы дело с "колионами" закрыть, а политику ЦБ пересмотреть и изменить для того, чтобы подобных "дырок" не возникало? Ни в законодательстве, ни на практике?

Но что-то лично мне подсказывает: на подобный подвиг не решатся ни в структуре, возглавляемой Эльвирой Набиуллиной, ни в структуре, возглавляемой Юрием Чайкой, ни в егорьевском районном суде. Потому что там точно, если не знают, то чувствуют: в споре "колионов" с рублём как суррогатом доллара (а не с рублём как национальной валютой) сила пока на стороне последнего. Надолго ли? И не придётся ли, в конце концов, ставить фермера Шляпникова на место Эльвиры Сахипзадовны?

Фото: еgorievsk.tv

Cообщество
«Экономика»
1.0x