20 марта, на 96-м году жизни, после долгой и продолжительной болезни, скончался лондонский "золотой фиксинг" — система мировой торговли физическим золотом, подконтрольная крупнейшим финансистам мира, которые действовали через банки Barclays Capital, Bank of Nova Scotia, Deutsche Bank, HSBS и Sociеtе Gеnеrale.
Система "золотого фиксинга", которая была запущена 12 сентября 1919 года, сразу после подписания мирного договора с главной союзницей Второго рейха Австро-Венгрией, стала вторым, после создания в 1913 году Федерального резерва США, финансовым инструментом, обеспечившим создание "империи доллара" как глобальной валюты, непривязанной к "золотому стандарту".
Теперь стоимость золота будет определяться более "демократичным" путем, на основе электронной платформы ICE, аналог которой более пяти лет опробовался на мировом рынке серебра. А Deutsche Bank (интересно, связано ли это с получением Германией в конце 2014 года 120 тонн её золота из США?) сменили два финансовых института, Goldman Sachs (США) и UBS (Швейцария).
Если посмотреть в список крупнейших получателей безвозмездной финансовой помощи от ФРС за "кризисные" 2008-2001 гг. на общую сумму 16,1 трлн. долл., среди первых двадцати позиций, которые получили 99% выданных средств, мы без труда обнаружим и Barclays Capital (5-я позиция, 868 млрд. долл.), и Goldman Sachs (7-я позиция, 814 млрд. долл.), и Deutsche Bank (10-я позиция, 354 млрд. долл.), и Sociеtе Gеnеrale (20-я позиция, 124 млрд. долл.). Еще раз: это была безвозмездная (?!) финансовая помощь. То есть ФРС подарила двадцати крупнейшим мировым банкам сумму, превышающую годовой ВВП Соединенных Штатов и сопоставимую с размером всего федерального долга США. Причем такой аттракцион неслыханной щедрости не стоил ей практически ничего, поскольку это были не драгоценные металлы и даже не бумажные доллары, — вообще ничто из того, что можно потрогать руками, а просто цифры, доначисленные на электронные балансы соответствующих финансовых учреждений. В не столь уж далекие от нас времена фальшивомонетчиков казнили, заливая им горло расплавленным металлом, оловом или свинцом. А фальшивомонетчиков из ФРС никто не казнил — наоборот, за истекшие семь лет они спокойно сконвертировали свои электронные "деньги" в различные долговые обязательства: государственные, корпоративные и частные. То есть скупали даже не за стеклянные бусы, а за "воздух" реальные активы по всей планете.
Федеральный долг США в 2008 году, перед избранием 44-го президента, которым стал Барак Обама, составлял 10 трлн. долл. — сейчас он превышает 18 трлн. долл., то есть половина "электронных баксов" была реализована на территории США. Аналогичную картину можно наблюдать в государствах-членах Евросоюза — их доля составила около 30%. Еще 20% разошлось по остальным странам мира, включая Россию.
Разумеется, без фиксации цен на ключевых товарных рынках, прежде всего — на рынках золота (самом чувствительном, своего рода "лакмусовой бумаге" для всех прочих) и нефти (самом объёмном), подобная "афера тысячелетия" была бы невозможной. Поэтому даже "золотым фиксаторам" заплатили за их работу авансом и достаточно щедро: больше 1,8 трлн. долл., или почти 11% "комиссионных".
С чем же связано нынешнее "переодевание" торговцев золотом? Скорее всего, с тем, что "момент истины" по поставкам физического золота приближается, и его запасы пересекли некую критическую черту. За последний год, как известно, активно скупали "король металлов", сбрасывая накопленные долларовые активы, не только Китай и Россия. Свою долю из хранилищ США всё активнее требуют вернуть европейские и арабские страны, а Германия, как отмечено выше, даже частично добилась этого.
В результате "золотой фиксинг" мог внезапно обрушиться по причине тотальных непоставок уже законтрактованного и оплаченного в долларах металла, и, чтобы не допустить такого катастрофического сценария, господа финансисты запустили в действие "запасной план", уже обкатанный на рынке серебра, который позволит сделать неизбежный рост цен более плавным и "естественным", не вызывающим панических настроений на рынке хотя бы еще какое-то время.
И первые результаты торгов по новой схеме эти прогнозы вроде бы подтвердили — цена тройской унции золота за первые три дня выросла примерно на 1%.
То есть вечно юное и привлекательное золото пока не обрело полной свободы от стремительно дряхлеющего доллара, разорвавшего с ним брак "золотого стандарта" еще сорок с лишним лет назад. Но и цепями "золотого фиксинга" оно больше не сковано. А значит — мировые цены на "желтый металл" начнут расти. Вряд ли мы увидим серьёзный скачок в ближайшие дни — всё-таки интересы держателей "пирамиды долларового долга" плюс инерция рынка чрезвычайно сильны. Но, как говаривал М.С.Горбачёв, "процесс пошёл". И этот процесс неизбежно готовит обрушение доллара.