Собравшиеся 12 января в Берлине на вилле Борзиг министры иностранных дел России (Сергей Лавров), Германии (Франк-Вальтер Штайнмайер), Франции (Лоран Фабиус) и Украины (Павел Климкин) вполне предсказуемо отменили заявленную было Петром Порошенко на 15 января встречу глав четырех государств "в нормандском формате" в Астане.
Собственно, это решение — вернее, перенос встречи на несколько недель — и стал главным итогом данного дипломатического мероприятия.
Следует отдать должное нашим западным "партнерам": после расстрела редакции сатирического журнала "Charlie Hebdo" в Париже 7 января и последовавших за этим событий, России было предложено фактически снятие санкций (как минимум — со стороны Евросоюза) в обмен на "совместную борьбу против мусульманского варварства". Само собой эту "политическую ловушку" пока нельзя назвать "предложением, от которого невозможно отказаться", однако, если смотреть на ситуацию глазами Запада, соблазн одним махом решить все накопившиеся проблемы: и с Украиной, и с санкциями, и с нефтью, и с рублем, — для "кремлевских аборигенов" уже сейчас должен быть настолько велик, чтобы они радостно пошли навстречу "одумавшимся" и "осознавшим" бесперспективность конфронтации с Россией европейцам.
Тем более, весь необходимый для этого политический антураж налицо, а на крайний случай всегда можно устроить новый теракт с участием исламских экстремистов — на этот раз уже в самой России (недавняя, 4 декабря, атака на Грозный, судя по всему, могла быть своего рода "жертвой фигуры" во всей этой комбинации, поскольку там явно присутствовал некий "слив" либо российским спецслужбам, либо непосредственно Рамзану Кадырову от арабских "доброжелателей", которые на этот раз могут оказаться совсем не так точны и доброжелательны по отношению к своим российским и чеченским контрагентам).
А парижская трагедия, похоже, была второй "жертвой фигуры", постановочным актом западных спецслужб, призванным загнать Россию в матовый капкан. Стоит нашему политическому руководству в нынешних условиях сделать хотя бы одно заявление (не говоря уже о действии) против не терроризма, а "политического ислама" как такового, этот капкан захлопнется: та же ИГИЛ еще в середине прошлого года объявила нашу страну и Путина лично своими врагами, но пока у них попросту нет никакого повода рассматривать российское направление как "направление главного удара". А значит, такой повод будет усиленно создаваться.
В том числе — используя весь комплекс проблем, связанных для нашей страны с украинским направлением (Донбассом и Крымом в том числе). Немалую роль здесь сыграет и возня с "делом ЮКОСа", по которому Россию двумя судебными решениями: третейского арбитражного суда в Гааге и Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге обязали выплатить Ходорковскому и Ко почти 52 млрд. долл. Эта сумма не просто до сих пор "в игре", но и является одной из "козырных карт" на руках у Запада, заботливо переданных ему "под столом" агентурой влияния внутри российского правительства — достаточно сказать о том, что для защиты своих интересов в Гааге (чего Россия вообще не обязана была делать) правительство через юридические фирмы Cleary Gottlieb Steen & Hamilton из Нью-Йорка и Baker Botts из Хьюстона наняло весьма авторитетного вашингтонского адвоката Стивена Швебеля (Steven M. Schwebel). Кто, с какой целью и на каких основаниях принимал соответствующее решение, до сих пор покрыто мраком неизвестности. Мелкая, но важная деталь — штаб-квартира Baker Botts расположена в одном здании со штаб-квартирой энергетического гиганта Shell, явно небезразличного ко всему, что происходит в мире нефти и газа…
Второй, менее значимой, но тоже чрезвычайно важной стороной предлагаемых Западом переговоров является фактическое втягивание России в процесс признания себя стороной украинского конфликта, поскольку пресловутый "нормандский" формат, в отличие от "минского" формата, вообще не предполагает участия в переговорах представителей ДНР и ЛНР. И если в "минском" формате посредниками конфликта между Киевом и Донецком—Луганском выступали Россия и Евросоюз, то в "нормандском" Германия и Франция претендуют на то, чтобы выступать в роли коллективного посредника между Россией и Украиной. Разумеется, любые попытки такой "трансформации" должны быть решительно пресечены российской стороной, поскольку они, в случае принятия даже де-факто, полностью разрушают международные позиции нашей страны.
Поэтому совершенно понятен состоявшийся отказ руководства РФ от переговоров в Астане, поскольку нужных гарантий по их форме и содержанию Сергею Лаврову в Берлине, судя по всему, получить не удалось. Впрочем, исходя из текущей политической ситуации, можно предположить, что, в конце концов, "добро" на встречу Путина с Меркель, Олландом и Порошенко, скорее всего, будет (после необходимых уступок с их стороны) получено: в течение предстоящих трех недель или позже, — но вот в ходе самих переговоров практически неизбежными выглядят попытки западных "партнеров" при помощи Украины взять дипломатический "реванш" и выйти за предварительно согласованные рамки допустимых вольностей. Что, конечно, не должно стать неожиданностью для политического руководства России..
Фото: www.oane.ws