Сообщество «Форум» 00:02 25 февраля 2022

Мечта Гергиева о фестивале Прокофьева в Солнцевке под Донецком обязательно сбудется

24 февраля в Москве давали балеты артисты Мариинского театра, а в Милане директор Ла Скала выдвинул художественному руководителю театра Валерию Гергиеву требование выступить против военной операции России на Украине под угрозой прекращения сотрудничества.

Похоже, его мечта сбудется и фестиваль Прокофьева в Солнцевке под Донецком он всё-таки проведёт...

Из материалов пресс-конференции:
- Что вы взяли бы с собой в будущее из прошлого, в котором жили сами?
- Я взял бы и передал поколениям славу Большого и Кировского театров времён СССР, соперничать с которой не могли ни Ла Скала, ни Метрополитен-опера, ни Ковент-Гарден.
В. Гергиев
Событийный ряд ускоряется. Но и культурный не остаётся в стороне и становится всё более насыщенным.
11, 23, 24 Марта и 17 апреля Мариинский театр впервые покажет в Москве цикл вагнеровских опер "Кольцо Нибелунгов" (Золото Рейна, Валькирия, Зигфрид и Гибель богов). Художник-постановщик единственной пока в России постановки полного КОЛЬЦА - Георгий Цыпин. В прошлом все четыре оперы в Москве видели в 1900 и 1905 годах и тоже в Мариинском театре. А сейчас, обогнув земной шар и получив признание в Америке, Европе и Азии, эта грандиозная работа Мариинского приедет в Москву. За тридцать четыре года руководства театром Гергиев сумел собрать в труппе и вагнеровских солистов, и вагнеровский оркестр для того, чтобы исполнять шедевр без привлечения мастеров со стороны, только собственными силами. Это высоко оценили в Германии, на родине композитора, где ежегодно проходит вагнеровский фестиваль. В марте и апреле мы сможем услышать Евгения Никитина (Вотан / Гунтер), Юрия Воробьёва (Вотан), Романа Бурденко (Альберих), Михаила Векуа (Зигмунд / Зигфрид / Логе), Елену Стихину (Зиглинда / Брунгильда), Татьяну Павловскую (Брунгильда), Михаила Петренко (Хаген / Хундинг / Фафнер). Это не полный список, но достаточный для того, чтобы вас сносило от голосовой мощи этих исполнителей партий богов и богинь мифологического опуса, в чём-то очень напоминающего опус о былинных русских богатырях со сказочными представлениями о рождении вселенной.

А вчера, 24 февраля, мэр Рима Роберто Гуальтьери, мэр Милана Джузеппе Сала (его цитировало издание Il Fatto Quotidiano) и директор миланского Ла Скала Мария ди Фредо в ультимативной форме под угрозой отказа от ближайших запланированных оперных спектаклей "Пиковой дамы" П.И.Чайковского и будущего сотрудничества в целом потребовали от руководителя главного на сегодня театра нашей страны, народного артиста РФ дирижёра Валерия Гергиева, заболевшего на итальянских гастролях короновирусом и вынужденного находиться в изоляции, чтобы он публично заявил о том, что не поддерживает Президента Путина и военную операцию России на Украине.
В том, каким будет ответ руководителя процветающего со времён Империи театра России директору театра Ла Скала, пять лет подряд находящегося в глубоком кризисе, мэру Милана и мэру вечного города, сомневаться не приходится. Но на музыкальных сайтах "интеллигенции" мировых и наших интернет-полей уже льётся фонтан любезностей от обожающих нашу Родину, и особенно её русских граждан, и не желающих мириться с тем, как вдруг, в один день изменилась карта мира и в какую сторону метнулась стрелка циферблата времён.
Независимо ни от какого яда фэйсбучных сайтов и заявлений глав городов вечером 24го февраля при полном аншлаге в московском Зарядье прошёл вечер современных балетов в исполнении труппы Мариинского театра, где звучала замечательная музыка бразильцев Мийо и Вилла-Лобоса, и нашей талантливой соотечественницы Настасьи Хрущёвой, а переменные размеры русских танцевальных па разудало отстукивали своими пуантами небесные ножки петербуржских танцовщиков и танцовщиц.
Публика балетного Петербурга сильно отличается от рафинированно предвзятых балетоманов Большого театра. В двух антрактах делились новостями, тихо обсуждали необходимость военного решения Президента и возможные жертвы, радовались высокому мастерству военных руководителей РФ, не допускающих гибели гражданского населения, равно как и продуманности операции, тому, как молниеносно были взяты под контроль чужеродные военные базы, с каждым днём всё больше угрожавшие безопасности РФ, и ключевые стратегические предприятия,-атомные, гидро- электростанции, важные жизнеобеспечивающие объекты. Наряду с этим зрители из балетной среды живо обсуждали уход с поста по политическим мотивам руководительницы одного государственного московского театра и беспокоились о том, как пометёт новая метла.
Те сотрудники зала Зарядье, для которых Киев является Родиной, выражали радость и приветствовали момент истории, позволяющий гражданам братского государства снова быть свободными в выборе языка.
Но была высказана и неуверенность. Многим тон речи Президента, обратившегося к бизнесменам, показался оправдывающимся. На миг появились сомнения в том, что главу государства волнует благополучие граждан, а не шкурные интересы небольшой кучки капиталистов-потребителей, торгующих нашими недрами с западными бизнесменами, обучающих на западе своих детей и держащих на западе свои капиталы. Впрочем, гражданам страны и раньше не доставалось арестованных британцами денег за продаваемый Роллс Ройсу титан.
Но тут зазвонил звонок и зрители вернулись к происходившему на сцене действу. А мы вернёмся немного назад, чтобы понять, насколько актуально в ближайшем будущем становится всё сказанное совсем недавно на пресс конференции маэстро Гергиевым, игравшим несколько лет назад с оркестром Мариинского в Сирии после завершения военной операции в Пальмире.
В январе Канал Медичи опубликовал видео с фестивальной записью тройного концерта для трёх фортепиано с оркестром из швейцарского Вербье, на котором в роли пианистов выступили Даниил Трифонов, Денис Мацуев и Валерий Гергиев. В это же время в перерыве между двумя январскими концертами первого дня Третьего международного фестиваля "Зарядье", счастливо соединившегося с Первым международным скрябинским фестивалем к 150- летию со дня рождения композитора и организованным Заслуженным артистом России пианистом Борисом Березовским, Маэстро Гергиев дал пресс-конференцию трём центральным телевизионным каналам и двум печатным изданиям и на вопрос журналистки телеканала Культура о том, первое ли исполнение концерта А. Скрябина состоялось только что на сцене "Зарядья" в исполнении Б.Березовского и оркестра Мариинского театра под управлением Маэстро, Валерий Абисалович и бровью не повёл. Он спокойно, без тени недовольства, ответил, что и сам играл этот чудесный концерт в молодые годы, как и многие пианисты в последние сто лет.
Отвечая на вопросы журналистов, Валерий Абисалович делился мыслями и планами.
Недавно Руководитель Мариинского театра работал по приглашению на фестивале в Румынии и подметил одну деталь. В этой маленькой стране Энеску практически единственный, о ком можно говорить, как о композиторе с мировой славой, а конкурсы и фестивали его имени проходят ежегодно в разных городках государства и там яблоку негде упасть.
Можно ли сравнить Энеску и Рахманинова, Энеску и Чайковского, Энеску и Мусоргского, Глинку, Бородина, Балакирева, Стравинского, Прокофьева, Метнера, Свиридова, Шостаковича, Аренского, Скрябина, Римского-Корсакова, Глазунова, Глиэра? Каждый из вас, дорогие читатели, может прямо сейчас продолжить этот ряд имён композиторов первой величины. Их у нашей страны более двадцати. И мы даже не начинали упоминать авторов нашего века, современников.
Но зато, в отрицательном смысле, всё, что мы имеем в память о, например, М.Глинке - памятник на Смоленщине, поставленный ещё при императоре Александре II с надписью "Глинке". И всё на этом. Можно почти буквально сказать, что это было при царе горохе. А в память о многих других композиторах мы не имеем вообще ничего.
Ведь сегодня у нас нет ни одного фестиваля не только в честь основоположника русской классики М.Глинки или М. Мусоргского, но и в память почти всех остальных из ряда великих. Тех, кто избежал этой участи, можно перечесть по пальцам.
Дважды осуществлялась попытка провести фестиваль на родине Н.А.Римского -Корсакова в Тихвине, месте, где обретается также великая православная святыня. Всё получилось, потому что дело было в руках руководителя Мариинского театра и, как сказал сам Гергиев, с использованием мощного потенциала Мариинки. Но постоянной основы пока нет, а главное ,- для этой великой цели нет зала или хоть сколько -нибудь специализированного места для настоящего симфонического оркестра, слушая который люди могли бы наслаждаться игрой высококлассных инструменталистов, умеющих порадовать качеством именно такого непревзойдённого уровня, который композитором со слов Бога на этой земле был услышан и затем записан. Породив великих композиторов, соединивших землю и нас с вечным раем, в сферах которого они услыхали Божью песнь своих творений, наша глубинка не заслужила того, чтобы к этому чуду затем прикоснуться
Фестиваль Метнера несколько раз проводил Борис Березовский, и воплощённая им идея дала прекрасные результаты. Музыку, ранее почти не исполняемую, не знать теперь невозможно. Её играют победители самых престижных конкурсов. Фестиваль Александра Скрябина, организованный им же, проходит прямо сейчас и будет длиться до марта.
Рахманиновский фестиваль в тамбовской Ивановке, где Сергей Васильевич проводил летние месяцы много лет подряд, в восстановленной многолетними титаническими усилиями директора музея А.Ермакова усадьбе и, в последние годы проводящийся под художественным руководством Народного артиста РФ пианиста Николая Луганского, по-прежнему не имеет концертного зала, несмотря на то, что в 2022 году пройдёт в сороковой раз. Огромный срок. И огромный успех, прямо нужно сказать. Почти все здания усадьбы и сорта сирени в рахманиновском саду восстановлены из полного небытия, но зала всё ещё нет. И высококачественного оркестра фестивалю тоже не потянуть. Всё держится на подвижничестве, как и в случаях с В.А.Гергиевым и Б.Березовским.
Но случаются и выдающиеся события. В прошлом году в Петербурге и, частично, в Москве, усилиями снова руководителя Мариинского театра проведён фестиваль памяти родившегося в Ораниенбауме под Петербургом Игоря Стравинского. Таких воодушевляющих мероприятий в честь Стравинского не было нигде и никогда. Это трудно представить, учитывая, что даже по опросам студентов Британских музыкальных заведений, довольно серьёзно ментально отличающихся от представлений русских, Стравинский признан вторым после Баха композитором, оказавшим самое большое влияние на развитие мировой музыкальной культуры за все времена. В репертуаре Мариинского театра появилось, как минимум, двадцать произведений русского гения, чьё наследие уже навсегда принадлежит миру. Это и оперы, и балеты, и мотеты, и инструментальные концерты, и оратории, и кантаты. Проведена огромная, очень качественная работа и это настоящий праздник для соотечественников, отметивших высочайший уровень всех постановок. Но ведь повезло лишь Петербургу, по указанным выше причинам. И потом, даже в этом случае ещё должна пройти проверка годами. Усилий понадобится много.
Дальше в интервью Маэстро Гергиев рассказал, что в прошлом месяце снова посетил любимый им Великий Новгород, родину С.Рахманинова. В стенах древнего Кремля -древнейший на Руси Софийский Собор, прямо у стен его - музыкальный колледж им. С.В.Рахманинова, дальше - памятник Тысячелетия Руси, а в двух шагах - знаменитый музей, в стенах которого каждый может увидеть читаемые любым русскоязычным современником берестяные грамоты девятого века, свинцовые книжицы, рассмотреть лежащие под стеклом музыкальные инструменты,- струнные гудки, гусли и гусельки, флейты и сопели, скоморошьи маски древнего и средневекового периодов, весёлые и страшные, трагические и комические, как напоминание о театре той эпохи. В следующих залах шахматы, шашки, печати и монеты, заключённая в пустотелые стволы лиственницы деревянная система городского водопровода почти в том же виде, в каком её укладывали в землю наши далёкие предки и в каком через столетия обнаружили молодые археологи и почвоведы в те месяцы, когда в своей первой поездке на новгородские земли её извлекли в месте раскопок студенты из экспедиции МГУ им. Ломоносова вместе со своим руководителем, ставшим через десятилетие Академиком Яниным, а тогда, в шестидесятые годы двадцатого века, бывшего начинающим преподавателем главного университета страны. А рядом рыбачьи крючки, блесна и сети, возможно те самые, которыми Садко ловил в Ильмень-озере стаи рыб и которые как две капли воды похожи на те, что сегодня служат Волховским рыбакам. Вы сами можете отведать свежепойманного запечёного судака или щук в Ганзейских тавернах у реки. Древность рядом, а доказательства высокой цивилизации, почти через тысячу лет давшей миру гений Рахманинова,- в каждой пяди земли, в музейных экспонатах, во фресках Феофана Грека и других замечательных живописцев. В этом маленьком и, одновременно, великом городе, обязательно должен быть фестиваль Рахманинова, его жители заслуживают того, чтобы слышать самые лучшие оркестры. Так считает Валерий Гергиев.
Эта мысль, похоже, горит в нём огнём и не даёт покоя, как и мысль о том, что обязательно должен быть проведён фестиваль на родине Сергея Прокофьева, в Солнцевке под Донецком, где живут давно ничего, кроме обстрелов, не слышавшие и измученные войной с нацистами западной окраины Украины и освобождённые вчера земляки композитора.
Нам не делает чести факт, что мы полноценно вспоминаем о великих соотечественниках только к юбилеям. Большая несправедливость заключена и в том, что в прекрасном исполнении их творения можно увидеть и услышать лишь в Москве, Петербурге, Владивостоке, других крупных городах. А что же Воткинск, Смоленск, Псков, Солнцевка и Пермь. Не заслужили минуты рая на земле?
А уж если говорить об опере, то, как сказал Гергиев (а он, как никто, знает в опере толк),- более великой, чем "Хованщина" М.Мусоргского, в память о котором в России не проводится ни одного фестиваля, в мировом оперном репертуаре не сыскать.
Это не просто мнение, а мнение наиболее авторитетного на сегодняшний день дирижёра, через руки которого прошли все значимые оперные творения мирового наследия. Прошли через руки,- означает, что Гергиев, безусловно, знает наизусть все оперы, к которым прикоснулся, и в состоянии судить о красоте или, большей или меньшей, значимости той или иной из них.
В этом месте Маэстро услышал возражение корреспондента первой кнопки. Она заявила, что в Перми есть целый Губернский оркестр. Да, есть конечно, и, возможно, в некоторых других местах тоже есть любительские оркестры. Но есть ли в этих оркестрах хотя бы две, а не шесть или восемь, приличных валторн или туб с тромбонами, уже не говоря о бас-фаготе или арфе, для того, чтобы полноценно и на художественном уровне прозвучала музыка, вводящая нас в миры, где создаётся всё великое, - музыка, поэзия, таблицы Менделеева, куда приходят идеи Сеченова, Харитона или Королёва... О наличии в губерниях таких инструментов, как Страдивари, Гварнери или Амати, просто умолчим.
Это сухо звучит, возможно, но за этими предложениями стоит громадной важности дело. Если звук настоящего оркестра мы не можем показать в этих городах Великой России, то где же тогда её величие, куда вдруг оно подевалось?

12 ноября 2024
Cообщество
«Форум»
Cообщество
«Форум»
1.0x