Плановое проведение президентских выборов, необходимые кадровые перестановки и успешное начало политического сезона после тревожного августа подтвердили и укрепили общую стабильность в стране. Это значит, что в день рождения Владимира Путина можно на время отложить сиюминутное и поговорить о его месте в мировой истории. Ведь даже недоброжелатели не могут не признать, что мало кто из великих людей прошлого обладал подобной властью над таким большим пространством столь длительное время.
Начавшаяся когда-то с ответов на вопрос "Who is Mr. Putin?", отечественная путинистика переживает сегодня глубокий кризис. Поле свободных исследований в этой сфере равным образом искажено потоками официоза и клеветническими излияниями иноагентов и экстремистов. Подобное положение вещей несёт в себе риски отставания от ведущих западных аналитических центров, которые постоянно наращивают усилия в изучении феномена Путина. Ликвидировать наметившийся разрыв в этой важной для России области знания необходимо в предельно сжатые сроки, в противном случае нашу новейшую историю напишут за нас другие люди в своих интересах.
Российские исследователи жизни и деятельности Путина, в отличие от западных коллег, находятся с ним в одном культурном контексте, что накладывает ограничения, которые следует учитывать, и даёт преимущества, которые надо использовать. Когда прилетевший в Москву Карлсон на крыше обратился к миру, многие вновь обратили внимание на ту лёгкость, с какой фигура Путина притягивает к себе различные повествования, заимствуя уже существующие и возвращая новые смыслы. Эта особенность содержит в себе ключи к пониманию некоторых главных тем путинской эпохи.
Вскоре после прихода Путина в большую политику возникло сравнение его со Штирлицом, которое оказалось весьма удачным. Во-первых, оно учитывало особенности прошлой службы Путина в органах госбезопасности. Во-вторых, объясняло, что патриот и государственник оказался во главе антинародного ельцинского режима не просто так, а по заданию советской разведки. Наконец, и сейчас об этом можно говорить уверенно, Путин унаследовал главную миссию Штирлица, которая состоит в борьбе с фашистско-американским сговором против нашей страны.
Сравнение действующего политика с историческими личностями во многом напоминает сравнение с киногероями, поскольку речь идет об архетипах и образах. Мы не можем достоверно утверждать, что Александр Македонский летал по небу на упряжке из птиц или погружался на дно моря в аналоге батискафа, как об этом гласят средневековые легенды. Однако в случае Путина мы точно знаем, что он летал в небе с журавлями и доставал сокровища из морских глубин, поскольку у нас есть многочисленные документальные подтверждения и свидетельства очевидцев.
Обстоятельства личной жизни властителя порой оказывают решающее влияние на ход истории, поэтому при всей деликатности темы её нельзя оставить без внимания. После всесилия ельцинской Семьи скромность Путина в этих вопросах понятна, но здесь есть возможное совпадение, касающееся поворота от Запада к Востоку, в котором проявилась евразийская природа России. Начало этого процесса было связано со строгим миром романо-германской филологии и педагогики, который затем сменился восточной стихией спорта и танца. Впрочем, это лишь предположение. Придворные журналисты еще выдумают и не такую правду, о которой пока предпочитают помалкивать.
Известно, что поругание святыни и нападки на известного человека есть формы поклонения и признания. Это хорошо заметно на примере Сталина, всплески ненависти к которому ведут к росту числа его почитателей. Привилегия критиковать Путина одно время принадлежала весьма неприятным людям, что повышало его рейтинги и удивляло начинающих критиков, которые получали неприятности без привилегий. В целом данная модель действует и за пределами собственно политики. Если вспомнить фейк об идее Илона Маска отправить Путина на Солнце, то в нём устанавливаются отношения сопричастности между национальным лидером и дневным светилом, что создает предпосылки к их фольклорному отождествлению. Так будущие историки могут и запутаться в том, кто у нас на самом деле Владимир Красное Солнышко.
Современный культ князя Владимира, памятник которому установлен на Боровицкой площади близ Кремля, можно рассматривать как завуалированный культ самого Путина. Но если Путин есть мера всех вещей, то утрата чувства меры способна привести все вещи в беспорядок. Это понимают и учитывают в своих планах англосаксы и другие бывшие партнеры, которым известно, что наиболее активные создатели культа личности однажды вдруг становятся его самыми непримиримыми разоблачителями.
Всё течёт, все изменяется. Имитация этого свойства бытия в политическом устройстве западных стран, известная как принцип сменяемости власти, способна порождать у правящих классов иллюзию абсолютного господства над изменениями. Но поскольку традиция проведения выборов сложилась и в России, они были вновь проведены, хотя безо всяких голосований понятно, что Путин - избранный. Как понятно и то, что дело не в нём.
В свете диалектики сменяемости и преемственности становится очевиден и глубинный смысл специальной военной операции. Когда Путин говорит, что участникам СВО можно будет доверить Россию, это следует понимать как знакомый по народным сказкам призыв к добрым молодцам постоять за Русь с обещанием царства в качестве награды. Проблема, которая не решается известными способами, будет решена, а настоящим решением станет тот, кто его найдет. В этом источник новой легитимности, которая затем, вероятно, будет оформлена на выборах. Так что всё идёт по плану и контролируется свыше. Чрезвычайное положение необходимо, чтобы его кто-нибудь объявил.
Вместе с тем среди вариантов будущего есть такой, вероятность которого невысока, но пренебрежение которым стало бы ошибкой со стороны любого добросовестного наблюдателя. Когда Мировая Жаба через мумию Байдена назвала Путина убийцей, в Кремле заметно расстроились. Но тут ничего не поделаешь - таково пророчество - придётся. Близится время осуществления предсказаний о смерти Запада, закате Европы и крушении капитализма. Поэтому надо быть готовым, что именно Путину, возглавляющему Россию, будут приписаны эти изменения в устройстве мира.
И будут переговоры и отмена санкций. "Северный поток" забулькает обратно в себя газ из атмосферы. Макрон и Шольц, поджав ножки под стульчики, попросят прощения, а Зеленский расплачется и пообещает больше никогда не выступать в КВН против КГБ. И Путин сможет полностью посвятить себя исполнению детских желаний с новогодней елки. И в статусе освободителя человечества снова пойдёт на выборы, чтобы уступить на них место будущему, как Джордж Буш-старший. Но это всё будет потом, а пока ещё не забросил свой саксофон русский Билл Клинтон и ещё играет в куклы русская Моника Левински.
Публикация: Неополитика