Авторский блог Владимир Архангельский 00:05 12 июля 2024

Мать тьма

о выставке картин Максима Маркевича в «День-центре»

В России развит институт живописи. И это не парадокс, это наследие советской эпохи. Советская власть в лице своих лидеров чётко понимала законы художественного мира. Недаром именно советский ВХУТЕМАС стал родоначальником современного дизайна как явления в жизни всего человечества. Советская власть разработала и концепцию народного искусства.

Идея заключалась в уравнении граждан, но не по принципу превращения всего народа в плебеев, а по принципу преображения всех граждан в элитариев. Теперь даже самый рядовой гражданин СССР становился элитарием. В первую очередь — по признаку приобщения к высокому искусству.

В капиталистической системе плебей не видит высокого искусства. Для крестьянина и рабочего существует лубок и кукольный театр на площади. Скульптура, живопись и сложная музыка сконцентрированы в каком-нибудь Версале, и приобщиться к прекрасному из всей народной массы могут лишь садовники и повара.

А в Советском Союзе любой рабочий и крестьянин имел возможность приобрести за ничтожную сумму билет в Эрмитаж и пробыть там хоть целый день.

Первоначально была попытка предложить народу авангардное искусство. Но Татлин, Малевич, Кандинский оказались недостаточно близки чаяниям народа, и тогда при Сталине создаётся мощнейшее течение социалистического реализма в живописи, у истоков которого стоят такие исполины, как Александр Дейнека и Исаак Бродский. Подлинно народный и одновременно элитарный социалистический реализм стал явлением в культурной жизни человечества.

В советской России работали известные на весь мир художественные вузы: Суриковский, Полиграфический, Строгановка, Академия Штиглица. Инерция советского импульса позволяет этим вузам успешно работать и по сей день. Инерция советского элитарного сознания позволяет нашему народу воспринимать живопись в наиболее развитых её проявлениях и сейчас. Именно поэтому во время больших выставок перед Третьяковкой выстраиваются километровые очереди.

Культурно-просветительский центр "День" как одна из основных патриотических площадок России поддерживает эти здоровые тенденции. В июне 2024 года здесь открылась выставка живописи Максима Маркевича.

Максим Геннадьевич Маркевич — художник и поэт из Москвы, рок-музыкант, публицист, преподаватель, председатель секции "Агора" Союза литераторов РФ.

На выставке представлены живописные произведения из двух циклов.

Городские пейзажи относятся к циклу "Индустриальная тьма". В нём художник исследует феномен городских задворок. Интерес к индустриальному пейзажу зародился в творчестве Маркевича ещё во времена обучения в Полиграфическом институте. Наследие Фаворского, Бисти, Митурича, Добужинского, Андрея Васнецова и Жилинского в сознании художника органично дополнялось такими нетривиальными источниками, как работы мангаки Цутому Нихэя, и образами, почерпнутыми из кинематографа.

Городские задворки оказываются родной средой для нас. В них проходит значительная часть нашей жизни. В них мы играли в детстве, через них ходили в магазин за хлебом, там происходило много важного. Изнанка города как вторая природа оказывает влияние на весь уклад нашей жизни.

Монохромные работы относятся к циклу "Великорусская тьма". Сокращение средств выразительности, в том числе путём отказа от цвета, призвано свести звучание картины к максимальной концентрации переживания.

Русскость не выражается лишь в кокошниках и балалайках (хотя и в них тоже). Огни многоэтажек на фоне тревожного мартовского вечера, или скелет динозавра, привезённый русским палеонтологом из Гоби, или выражение томной печали на лице девушки, едущей в трамвае по ноябрьским улицам, — всё это напрямую относится к нашей утончённой, изысканной, противоречивой и доброй цивилизации.

Максим Маркевич также работает с молодёжью и студентами. В РУДН он уже более года ведёт мастерскую комикса и манги. Пока занятия доступны только студентам, но прямо сейчас происходит разработка программы для школьников и учащихся других вузов. Запрос на курс у молодёжи большой.

Создание комикса развивает у подростка управленческие навыки. Он учится целеполаганию, планированию работ, оптимизации производства, получает навык достижения результата. Это навыки будущего предпринимателя, начальника производства, руководителя. При Советском Союзе этому учились в кружках авиамоделизма: там тоже нужно самому поставить цель, самому разработать проект, достать материалы и комплектующие, не сломаться на долгой производственной дистанции.

Открытие выставки предварил отчёт о работе студентов над своими комиксными проектами за прошедший учебный год. Главная задача, которая стоит перед воспитанниками мастерской, — достижение профессионального результата. По итогам презентации можно с уверенностью сказать, что эта цель достигнута в полной мере.

Таким образом, выставка оказывается отчётным событием, радостным подведением итогов и для самого Максима Маркевича (хотя бы потому, что он не проводил выставок с начала пандемии, а это четыре года), и для его секции Союза литераторов РФ (а Союз литераторов на сегодня — одно из ведущих литературных объединений в России, к тому же выраженно патриотическое, так, Союз литераторов первым открыл свою секцию в Донецке сразу же после возвращения ДНР в состав России), и для его учеников.

1.0x