Андрей ФЕФЕЛОВ. История масонства глубока и таинственна, вокруг него очень много мифов. И сама эта тема носит характер не то чтобы запретный, но как-то очень тенденциозно воспринимается определёнными кругами в нашем обществе. Либералы любят махать лапками, говорят: «Понятно, понятно, вы всё про жидомасонский заговор». Но масоны участвовали очень активно в важнейших событиях русской истории и особенно в Февральских событиях столетней давности.
Елизавета ПАШКОВА. Конечно, игнорировать масонов в событиях Февраля 1917 года было бы, по меньшей мере, странно. Мы же не игнорируем действия каких-то других организаций, мы их внимательно изучаем, рассматриваем буквально под лупой, почему бы нам не посмотреть на масонство?
И мы увидим, что 27 февраля 1917 года в Таврическом дворце, где всегда проходили заседания Государственной думы, было образовано два органа так называемого «двоевластия»: Временный комитет членов Государственной думы и Временный исполнительный комитет Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. И в том, и в другом органе треть членов были масонами. Один этот факт заставляет хотя бы задуматься: а почему так сложилось, какую роль масоны играли в дальнейшем?
А дальше эти два органа власти, представлявшие собой разные партии и разные фракции, очень быстро договорились и в ночь с 1 на 2 марта сформировали Временное правительство. В нём масонов почти половина состава! Причём и из Петроградского совета в правительство были делегированы масоны, и сам Временный исполнительный комитет Петроградского совета возглавили масоны: меньшевик Чхеидзе стал его председателем, эсер Керенский и меньшевик Скобелев – заместителями.
Керенский во Временном правительстве занял пост министра юстиции. Получили свои министерские портфели и масоны-кадеты, и масоны-прогрессисты.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Причём это открытая информация, об этом написано во многих серьёзных исследованиях и даже учебниках. Но если это так, то Февральскую революцию вполне можно назвать масонской: Февральская масонская революция?
Елизавета ПАШКОВА. Да, ведь уже в первом составе Временного правительства масоны были в относительном большинстве, притом что никакая другая партия или думская фракция таким большинство не обладали. И при слаженности, согласованности действий масонов Февраль 1917 года можно назвать масонским.
Андрей ФЕФЕЛОВ Что же представляло собой масонство начала XX века?
Елизавета ПАШКОВА. Это масонство, в отличие от масонства XVIII и XIX веков, было исключительно политическим. И его рождение, как ни странно, было обеспечено властью. После Манифеста о веротерпимости от 17 апреля 1905 года и основного Манифеста от 17 октября 1905 года российские масоны, жившие за границей и входившие в ложи «Великого Востока Франции» или какие-то другие иностранные ложи, вернулись в Российскую империю и здесь начали свою бурную деятельность. Ставя перед собой сугубо политические цели, они постепенно отходили от многих ритуалов масонства, оставляя лишь те вещи, которые им были нужны в политической практике.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Но связи с другими масонскими структурами сохранялись?
Елизавета ПАШКОВА. Конечно. Первые ложи, появившиеся в России после 1905 года, были полны французскими масонами, которые всеми правдами и неправдами попадали в Российскую империю. После чего многие российские масоны объезжали европейские страны с тем, чтобы не рассылать, как это было принято, документы о создании новых лож, а лично познакомиться с зарубежными братьями, поскольку в политическом масонстве России с самого начала отказались от внешней документации.
Были идейные связи и со старым русским масонством. Вспомним декабристов: как Бестужев-Марлинский объяснял в письме императору Николаю I мотивы своего вступления в тайное общество? «Мне говорили, что как исторический дворянин и человек, участвовавший в перевороте, я могу надеяться попасть в правительственную аристократию». На это же надеялись и масоны начала XX века.
Андрей ФЕФЕЛОВ Масонские корни декабристов ещё недостаточно изучены?
Е. По масонству XIX века довольно много работ, может быть, его изучали и больше, но мне сейчас хотелось бы продолжить линию в некотором смысле мистической преемственности масонства декабристского и масонства начала XX века. Вековой замысел масонов стал реальностью 3 марта 1917 года, когда уже стало известно об отречении императора Николая II, который отрёкся за себя и за сына Алексея и передал престол своему младшему брату Михаилу Александровичу.
В этот день на квартиру князей Путятиных в Петрограде, где тогда жил Михаил Александрович, явилась делегация Временного правительства. Как вспоминал Милюков, Керенский обещал, что до Михаила будут доведены только две точки зрения: Милюков скажет о том, что необходима конституционная монархия во главе с Михаилом Александровичем, а Керенский может высказать своё мнение. После их выступлений было заметно, что Михаил колеблется. И тогда полились речи масонов! Под их воздействием Михаил не принял престола. Масоны достигли своего триумфа: они присутствовали при кончине русского самодержавия. Точнее сказать, русской монархии, потому что, на мой взгляд, самодержавие как таковое закончилось в 1905 г.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Манифестом 17 октября 1905 г.
Елизавета ПАШКОВА. Да. А вот гибель русской монархии произошла в присутствии масонов, которые и были основными виновниками этой гибели.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Я читал воспоминания Владимира Дмитриевича Набокова, который участвовал в этом. Ему было видно, как вырывали эти документы об отречении, как действовала какая-то очень мощная, консолидированная сила.
Елизавета ПАШКОВА. Да, эту силу почувствовал и Милюков ещё в ту самую ночь с 1 на 2 марта, когда формировался состав Временного правительства. Милюков, занявший пост министра иностранных дел, недоумевал, почему, например, некий Терещенко стал министром финансов? Он, конечно, тоже был общественным деятелем, крупным сахарозаводчиком, но почему именно он?
Не совсем ясен вопрос, насколько сам Милюков был осведомлён о деятельности масонства. Ведь элемент тайны в политическом масонстве перед Февральским переворотом всё-таки был. Почему они соблюдали тайну? Для них это был единственный путь, который мог их привести к вершинам власти. Масонами становились люди с обострённым элитарным самосознанием. Включение в некий круг избранных, которое давало им масонство, очень импонировало их природе, их сознанию. Тайна, доступная только посвящённым, – это столп масонства. Этим масонство притягивало к себе даже очень высоких титулованных особ, которые ни за что не пошли бы в обычную политическую организацию. Представить себе, что, например, великий князь Александр Михайлович, двоюродный дядя и друг детства императора Николая II, будет распространять подпольную политическую литературу, - невозможно, а то, что он войдёт в масонскую ложу и станет там досточтимым мастером, – это факт, ведь масонство было овеяно соответствующим ореолом.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Всё это смыкается с идеями И.Р. Шафаревича о «малом народе» - некоей группе интеллигенции, которая себя тотально выделяет из общей массы, обладает своей внутренней символикой. Масонство очень хорошо накладывалось на психологию «малого народа» - людей, которые себя вынимают из большинства, из общества.
Елизавета ПАШКОВА. Возможно, «малый народ» Шафаревича имеет место быть, но понятие «ордена русской интеллигенции» сложилось задолго до Шафаревича. Оно сложилось в те же примерно годы, потом было перенесено в эмиграцию, куда уехали практически все видные деятели масонства начала XX века. При этом «орден русской интеллигенции» был гораздо шире масонства.
Ведь что такое политическое масонство в численном измерении? Более двадцати лож в Петрограде, шесть – в Москве. Довольно много лож в Западных губерниях – в Вильно, Минске, несколько лож в Киеве, были ложи и в других городах. В одну из киевских лож входил отец украинского национализма Грушевский, и именно из-за позиции Грушевского объединение политического масонства назвали не «Великий Восток России», по аналогии с «Великим Востоком Франции», а «Великий Восток народов России», чтобы словом «народов» как-то ослабить концентрацию слова «Россия».
«Великий Восток народов России» стремился создать свои отделения по всей России. После Февраля 1917-го многие масоны на местах стали комиссарами Временного правительства, заменив губернаторов и прочих высших лиц в провинции. Сила масонства была достаточно большой, но вместе с тем политические партии по количеству членов на два-три порядка превосходили масонство. Партия конституционных демократов, сокращенно – кадетов (хотя официально она называлась Партией народной свободы), лидером которой был Милюков, уже в начале своего существования насчитывала десятки тысяч человек. А масонов по всей Российской империи, по самым скрупулёзным подсчётам, было не более пятисот человек. Избранность налицо.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Элитарность...
Елизавета ПАШКОВА. Да, и то, что сознание у них было элитарным, они демонстрировали во многих своих работах. Очень известный деятель, лидер Боевой организации партии эсеров, известный террорист, масон и литератор Борис Савинков называл Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов не иначе, как «Советы рачьих, собачьих и курячьих депутатов». Некоторые писали помягче, что крестьяне – это часть пейзажа. Пейзаны, пейзажи – это что-то далекое от тех элитных игр, в которые посвящены масоны.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Такое социально-психологическое исследование крайне интересно. Но как действовал механизм масонства? Ведь такая сила должна была где-то черпать ресурсы, иметь какие-то системы подпитки. Очевидно, что в эту масонскую группу входили промышленники, влиятельные, серьёзные люди. Была и поддержка иностранных государств. Можно ли говорить, что масонство было лоббистской структурой для той же самой Франции, Великобритании?
Елизавета ПАШКОВА. Конечно. Мы видим, что всё Временное правительство заточено на продолжение войны и верность союзникам по Антанте. Это однозначно. Собственно, та нота Милюкова в апреле 1917-го, которая привела к первому кризису Временного правительства, и была связана с тем, что он заявил о верности союзникам и желании продолжать войну до победного конца. Правда, этот кризис был использован опять же масонами: Милюков и Гучков, лидеры самых крупных политических партий, были смещены со своих постов. Их портфели передали масонам, и тот самый сахарозаводчик Терещенко стал министром иностранных дел, заняв пост Милюкова.
Помимо Терещенко, в масонстве было очень много состоятельных людей. Иногда их привлекали просто потому, что они, как, например, граф Орлов-Давыдов, жертвовали на масонские расходы крупные суммы, а некоторые из них были людьми просто очень полезными. Вот представьте, какую пользу мог бы принести некий Фёдоров, который был председателем Всероссийского съезда представителей русских железных дорог и одновременно председателем правления Общества зерноподъёмов и складов столицы?
Андрей ФЕФЕЛОВ. Чуть что, можно завернуть краник, как это было с подвозом хлеба.
Елизавета ПАШКОВА. Да, человек полезный. Что касается поддержки со стороны иностранных государств, то надо учесть и тот факт, что Государственная дума, в которой было много масонов, и была даже создана специальная Думская ложа «Розы», осуществляла широкое межпарламентское общение и с Великобританией, и с Францией. Парламентские делегации российской Государственной думы посещали страны Европы вполне легально и официально. Другое дело, что в состав делегаций в большом количестве входили масоны. В итоге одной из таких поездок родилась знаменитая речь Милюкова «Глупость или измена?». Масоны её горячо поддержали, аплодисменты раздавались в разных концах Думы. Ведь масоны разных фракций всегда действовали согласованно.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Но всё-таки Милюков не был масоном?
Елизавета ПАШКОВА. Милюков не был масоном. Он говорил, что не терпит никакой мистики и, возможно, считал себя человеком ещё более высокого уровня. Собственно, в чём была суть его речи «Глупость или измена?» Он говорил, что все союзные государства призвали в ряды власти самых лучших людей из всех партий. Вместо этого царская семья окружила себя Штюрмером, Распутиным, Манасевичем-Мануйловым, которые ведут страну к хаосу и дезорганизации. А лучше люди вынуждены бездействовать.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Потом эти «лучшие люди» пришли, и случилось то, что случилось.
Елизавета ПАШКОВА. Да, случился Февраль. С каждым последующим месяцем масонский потенциал Временного правительства всё нарастал, и в июле 1917 года оно стало масонским на две трети состава.
И тут, наконец, к ним прибывает такая помощь, о которой почему-то почти не говорят современные историки. Из США и других стран приезжают 125 секретарей одной международной организации, аббревиатура которой YMCA (Young Men’s Christian Association – Ассоциация молодых людей-христиан), по-русски – ИМКА.
Андрей ФЕФЕЛОВ. 125 человек?
Елизавета ПАШКОВА. Временное правительство Керенского пригласило даже больше, приехало 125 «молодых христиан». С какой целью? Почему слово «христиане» здесь звучит? Дело в том, что это слово в названии организации помогало ей укореняться легально даже в Российской империи. Ведь если есть строго законспирированное ядро, то ему всё равно нужны некие оболочки, действующие легально, которые будут действовать с ним единомышленно без указания напрямую. Для этого их нужно сформировать в нужном духе. А кого можно сформировать? Конечно, молодёжь. Отсюда – Христианская ассоциация молодых людей.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Мощная НКО, говоря современным языком?
Елизавета ПАШКОВА. Да, причём действующая, как и сегодня, под маской благотворительности. Ну, как же не помочь молодым людям в поисках себя и именно на путях христианского учения? То, что они заявляли, что это христианство, позволяло получать субсидии царского правительства – вплоть до того, что из сумм Кабинета императора Николая II туда поступали деньги.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Технологии древние, столетней давности.
Елизавета ПАШКОВА. Более чем столетней. Первое учреждение ИМКА, которое называлось «Маяк», появилось в Санкт-Петербурге ещё в 1900-м году. Чем оно занималось? Провозглашая некую христианскую линию, открывало курсы английского, немецкого, французского языков, основ бухгалтерии, коммерческой математики за очень умеренную плату. Настолько умеренную, что туда толпами стекались и студенты, и молодые служащие, в том числе из всевозможных государственных организаций Российской империи.
Андрей ФЕФЕЛОВ. При том, что с вертикальной динамикой не всё было в порядке в Российской империи. Стоит почитать воспоминания Корнея Чуковского, как его выбросили из гимназии как ребенка разночинного, чем дико настроили против строя, монархии. А потом уже таким образом подготовленного талантливого молодого человека повезли в Англию, на прохождение там некоей практики. Так создавались лоббистские группы, эти технологии действуют и поныне.
Елизавета ПАШКОВА. И в ИМКА такая практика была. Тем более что это была международная организация, её филиалы были во многих странах, в первую очередь, в протестантских. И в России отделения ИМКА поначалу опирались на протестантов, но по мере расширения своей деятельности включали в себя представителей других вероисповеданий, ведь внеконфессиональность и вненациональность лежали в основе идеологии ИМКА.
Финансовые ресурсы поступали в ИМКА также из разных стран. На первую организацию ИМКА в России в начале 1900-х гг. огромную сумму пожертвовал американский банкир Джеймс Стокс. Он приобрёл специальное здание для петербургской ИМКА, а оборудовал это здание на свои средства Эммануил Нобель. Царское правительство выделило «Маяку» земельные участки для занятий спортом. Спорт привлекал молодежь, и члены «Маяка» с удовольствием участвовали в велосипедных прогулках, играли в баскетбол, кстати, родившийся в американской ИМКА.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Всё очень симпатично.
Елизавета ПАШКОВА. Очень. Попечителем «Маяка» стал известный своей благотворительностью принц Ольденбургский. И когда ему начинали говорить, что здесь что-то не то, американские протестанты, то эти голоса перекрывались указаниями сторонников ИМКА на очевидную пользу занятий в «Маяке» для молодых людей.
Всё же сомнения оставались, ведь ИМКА имела своим символом перевёрнутый треугольник. Его стороны для адептов ИМКА означали: физическое развитие – тело, умственное развитие – разум, и духовное развитие – дух. Но когда спортивная команда ИМКА впервые выступила в России публично, им этот знак со своей формы пришлось снять, поскольку возникли слишком явные масонские аллюзии.
Тем не менее «Маяк» пользовался покровительством властей, на его открытии присутствовал заместитель министра внутренних дел Дурново. Постепенно движение росло, и к 1917 году оно насчитывало несколько тысяч членов, имело отделения в крупных городах России и серьёзную финансовую базу.
Андрей ФЕФЕЛОВ. История с ИМКА больше всего напоминает мне историю с Гюленом в современной Турции. Под крышей живущего в США Гюлена, оппозиционера и антипода Эрдогана, в Турции создавались школы, спортивные секции и т.п. И всё это очень активно развивалось вплоть до часа X, когда произошла попытка государственного переворота. Ну, конечно, в турецком изводе, это не наш такой странный Февраль...
Елизавета ПАШКОВА. Да, у турок в этом плане большой опыт, ведь младотурецкое движение тоже имело масонские корни. И российские масоны начала XX века посещали своих турецких братьев и перенимали их опыт по отношению к султану.
Андрей ФЕФЕЛОВ. А что-то известно про идеологию масонов XX века? Они вообще как-то декларировали себя, кроме как некую «прогрессивную» политическую силу, проявляли себя как люди каких-то сверхзадач?
Елизавета ПАШКОВА. Одной из сверхзадач была борьба с монархией, и она была реализована. Что касается политических деклараций, то, по воспоминаниям большинства масонов, на заседаниях лож они старались сглаживать политические противоречия. Это была закрытая группа, но с очень большим объёмом информации: каждый из своей партии, думской фракции, общественной организации и даже из каких-то своих предпринимательских кругов приносил туда информацию и делился ею с «братьями» на регулярных, раз в неделю проходивших заседаниях масонских лож. То есть главным был информационный обмен.
Разнообразным был не только партийный состав масонской ложи, но и её вероисповедный состав. Один пример: управляющим делами Временного правительства стал секретарь верховного совета «Великого Востока народов России» Гальперн, представитель клана Высоцких-Фондаминских-Гавронских. Клан Высоцкого – клан крупнейших чаеторговцев, представительства фирмы были открыты в Лондоне, Нью-Йорке и других городах. Основатель этого клана Вульф Высоцкий очень много сделал для становления сионистского движения, выделял средства на благотворительность. Гальперн был членом и акционером банков и предприятий Высоцких и одновременно являлся юридическим консультантом британского посольства в Петрограде, ряда британских и американских фирм.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Поскольку стратегия масонства заключалась в том, чтобы класть яйца в разные корзины, закономерен вопрос: были ли среди большевиков масоны?
Елизавета ПАШКОВА. Есть данные о принадлежности к масонству Скворцова-Степанова, который был принят в московскую ложу Урусовым. Спорным остаётся вопрос о масонстве Середы. И эти два случая из пятисот являются тем исключением, которое подтверждает правило.
Вспомним, что ни в программных установках, ни в среде большевиков не было презрения к народу, к рабочим и крестьянам, которое было так характерно для масонов начала XX века. Ведь в чём суть «Апрельских тезисов» Ленина? Он говорил: никакой поддержки буржуазному Временному правительству, нужно создать республику Советов рабочих, батрацких и крестьянских депутатов по всей стране, снизу доверху. Такое никогда бы не прозвучало в масонской ложе! Батрацкие депутаты? Мы говорили, как к ним относился, допустим, Савинков.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Большевики достаточно быстро запретили масонство.
Елизавета ПАШКОВА. Да, совершенно верно. После Октября 1917 года почти вся масонская верхушка участвовала в белом движении, и можно проследить, как они перемещались и на Север, и на Юг, и в Сибирь, затем эмигрировали в Европу. Теми же путями шли и секретари ИМКА, те 125 человек, которые прибыли в Россию ещё при Временном правительстве. Многие из них оказались на Дальнем Востоке, затем попали в Китай, где среди большого количества русских эмигрантов, оказавшихся в основном в Харбине, организовали русское отделение ИМКА – так называемое Русское студенческое христианское движение (РСХД), которое будет иметь очень долгую историю, вплоть до сегодняшнего дня. Можно проследить, как идеи РСХД-ИМКА проникали в Советский Союз в годы «перестройки» и даже раньше.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Этот момент мне кажется крайне интересным. Эта структура опекала русскую эмиграцию на системном уровне, и речь здесь идёт не только о разведке. Ведь разведки занимаются прагматическими вещами: засылкой каких-то людей и т.д. А здесь некий масштабный, серьёзный и даже, наверное, идеологический проект?
Елизавета ПАШКОВА. Идеологический в первую очередь. Летом 1917 года президент США Вильсон послал в Россию миссию сенатора Рута, чтобы, как тогда пафосно заявлялось, «помочь своей новой демократической сестре». Именно так называли Россию после Февраля, в дни которого журнал «Христианский поборник», издававшийся в Петрограде американскими протестантами, писал, что наконец-то многомиллионный народ возродился «из мрака деспотической тирании и средневекового терроризма к разумному свету и демократической свободе».
В составе миссии Рута в Россию прибыл, кстати, уже не в первый раз, генеральный секретарь ИМКА Джон Мотт. Ему были поручены встречи с православным духовенством, и он выступал на Всероссийском совещании духовенства и мирян, которое проходило в июне 1917 года. Джона Мота, американского протестанта, точнее, экумениста, представили собравшимся как дорогого гостя, и его слушали православное духовенство и миряне, ему аплодировали.
И в дальнейшем, уже в среде русской эмиграции, ИМКА будет уделять пристальное внимание православной церкви.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Вернёмся немного назад. Откатываясь в Сибирь, секретари ИМКА неизбежно должны были встретиться с Колчаком. Фигура Колчака тоже очень плотно интегрирована с Великобританией и США. Известно даже, что в какой-то момент он решил из русского адмирала переделаться в английского полковника. Он принял некое предложение – с понижением, кстати говоря, звания, что для военного очень странно, поскольку известно, что Наполеон отказался служить в русской армии только потому, что ему предложили более низкое звание. Но Колчак пошёл на это и потом уже, отправившись на какие-то достаточно периферийные зоны служить и продолжать свою дальнейшую жизнь, был отозван и фактически назначен на должность диктатора Сибири.
Елизавета ПАШКОВА. Да, о Колчаке и ИМКА можно поговорить отдельно, здесь отметим только, что секретари ИМКА опекали не только белые армии, но и британских, американских и других военнослужащих, прибывших в Россию в составе экспедиционных сил Антанты. Им так же, как и белым, читали лекции, показывали соответствующие кинофильмы, давали нужную информацию и т.д.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Как много неисследованного!
Елизавета ПАШКОВА. То есть эта структура помогала адаптироваться в России иностранным экспедиционным силам. Кстати, некоторая часть секретарей ИМКА делала то же самое на Севере, в Мурманске и Архангельске, куда также высадили десант страны Антанты.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Какие настойчивые секретари, очень настырные!
Елизавета ПАШКОВА. Они серьёзно работали. Один только пример: позже, когда была создана Лига наций, многие секретари ИМКА стали сотрудниками её аппарата, пользуясь своими широкими международными связями.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Это всё требует внимательнейшего исследования, и я надеюсь, что мы продолжим эти штудии.