На отечественном молодёжном форуме «Новое знание» выступил Илон Маск – технократ, миллиардер, зачинатель моды на электромобили. Выступил живьём, но по видеосвязи – под стать эпохе интернет-коммуникаций и COVID-19. Пригласил мистера Маска на форум пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, и заданный тон разговора между демиургом современного капитализма и нашей талантливой молодёжью побуждал вспоминать научную фантастику. В ходе диалога были упомянуты Циолковский, Королёв, Гагарин, и говорящая голова с огромного экрана выказала себя человеком, не понаслышке знакомым с историей советской науки. В целом, обаяние и статус миллиардера были столь значительны, что студенты, преподаватели и даже политики прямо-таки благоговели: людей без влажного блеска в глазах можно было пересчитать по пальцам. Из-за этой будто бы слепой заворожённости мистеру Маску задавали бестолковые вопросы, на которые «Большой брат» с Запада мог проговаривать дежурные фразы об анахронизме автомобилей с двигателем внутреннего сгорания, о приоритетах в образовании, о соответствии веры и знания, о необходимости обязательного сотрудничества в космосе. И, конечно же, об энергии и таланте русского народа.
Впрочем, в многократно пережёванных до этого вопросах нашёлся один, но самый острый – когда Илон собирается организовать производство своих электромобилей Tesla в России? Как оказалось, в ближайшем будущем: «Я думаю, мы скоро уже будем присутствовать в России, и Tesla скоро будет в России. Я думаю, что это будет потрясающе». Где именно будет это «потрясающе» и, главное, для кого, мистер Маск не пояснил, но реакция на его слова была практически мгновенной: уже того же 21 мая глава Калужской области Владислав Шапша предложил открыть первый завод электромобилей Tesla у себя под боком. За ним поспел губернатор Подмосковья Андрей Воробьёв, гарантируя «лучших специалистов, идеальную логистику». Прямо или опосредованно о желании принять у себя Tesla высказались главы Республики Удмуртия, Орловской, Калининградской, Свердловской, Ростовской областей. В предвкушении больших американских денег и наукоёмкого производства губернаторы один за другим выпячивали свои области, доходя до абсурда. Так, глава Орловской области Андрей Клычков в своём Твиттере увязал орла как символ «преодолений, полёта, бесстрашия и покорения вершин» с некой философией Tesla. Философией извлечения максимальной прибыли? Или организации монополии?
Илон Маск крепко держит в своих руках пока что малый рынок электромобилей. В отличие от многих других производителей, которые ориентируются на маленькие юркие машины, предназначенные исключительно для городского пространства, Tesla выпускает и спорткары, и семейные седаны, и грузовые тягачи. Model 3 и Model Y – наиболее распространённые модели – по данным самой Tesla, к первому кварталу 2021 года продались общим числом свыше 180000. Помимо этого, Tesla производит все комплектующие своих электромобилей – вплоть до вешалок и беспроводных телефонных зарядок. Для европейца или американца автомобиль Tesla – это продукт статусный, и обладание им подчёркивает близость к зажиточному классу. Потому и ценник наиболее доступной Model 3 в переводе на рубль превышает два с половиной миллиона. Вместе с тем, по прогнозам Boston Consulting Group, к 2026 году более половины мировых продаж легковых машин будут приходиться именно на электромобили. Неужели цена на будущее должна так кусаться?
Альтернатива, как всегда, проста: собственное изготовление электромобилей. Ещё с бесплодных поползновений гибридного Ё-мобиля отечественная автоиндустрия пытается включиться в гонку технологий и представить как собственному, так и мировому рынку современное транспортное средство с нулевым выбросом углекислого газа. Из последних разработок стоит отметить две: тольяттинский Зетта Сити Модуль 1 и петербургско-татарстанский Кама-1. К сожалению, история создания обоих этих электромобилей полна белых пятен, привычных для сотрудничества нашего бизнеса и государства.
Электромобиль Зетта модели Сити Модуль 1 разрабатывается одноимённой компанией из города Тольятти и представляет собой компактный городской автомобиль, чья цена будет колебаться в районе полумиллиона рублей. По разным оценкам, сбор инвестиций для подготовки первых концептов отечественного электрокара начался ещё в 2016 году, когда Tesla инициировала первичный бум на рынке «чистых» автомобилей. Всего к 2020 году под патронажем Минпромторга России и Фонда развития моногородов Зетта сумели собрать более полумиллиарда рублей на реализацию своего проекта. К тому же Зетта, будучи резидентом Территории опережающего развития «Тольятти», имеет крупные налоговые послабления. Казалось бы, что мешает выпускать электромобиль прямо здесь и сейчас? Свою роль сыграли коронавирус, неподготовленность к запуску конвейерного производства и корпоративные проблемы внутри самой Зетта. Согласно информации прокуратуры Тольятти, автомобильный стартап в сентябре-ноябре 2020 года не выплачивал зарплаты 59 своим сотрудникам, задолжав сумму, превышавшую 4 миллиона рублей. Антиреклама сработала быстро: при поддержке Минпромторга к началу 2021 года все задолженности были погашены.
Обещалось, что серийное производство Зетта Сити Модуль 1 наладят к концу 2020 года, однако факт остаётся фактом: по состоянию на сегодняшний день на рынке не реализован ни один отечественный электромобиль. Впору задаться вполне резонным вопросом о реальности выпуска Сити Модуль 1 – не останется ли Зетта на обочине истории внешне привлекательных, но совсем не работающих проектов отечественного бизнеса? Станет ли Зетта очередной буквой в стыдном алфавите провалов российского автопрома наравне с одиозным Ё-мобилем? Строго говоря, Сити Модуль 1 не пытаются скрывать и уже неоднократно выдавали для тест-драйва. В конце марта нынешнего года во время посещения технопарка «Жигулёвская Долина» глава Минпромторга Денис Мантуров лично опробовал электромобиль и твёрдо заверил, что выпуск запланирован на конец 2021 года.
Другой возможный конкурент Tesla отечественного производства – это Кама-1, электромобиль-концепт, являющийся продуктом взаимодействия Центра компьютерного инжиниринга Санкт-Петербургского политеха Петра Великого (СПбПУ) и КамАЗа. Политеховские инженеры из Петербурга в 2018 году выиграли по гранту Минобрнауки 150 миллионов рублей для воплощения электромобиля в жизнь и уже в 2020 году, заручившись поддержкой татарстанского автогиганта, дебютировали с реальным прототипом на выставке «ВузПромЭкспо». Электромобиль презентовал министр науки и высшего образования Валерий Фальков, заверив в запуске серийного производства в 2021 году. Но реальность полна разочарований: Кама-1 до сих пор пребывает в крайне сыром состоянии. Пока что петербургский электромобиль не выходит за рамки концепта для будущих модификаций, и потому в нём отсутствует даже подушка безопасности. До появления Камы-1 на рынке придётся подождать минимум 2-3 года. И это только первая половина проблемы.
Вторая половина заключается в том, что в сравнении с Зетта Сити Модуль 1, целиком и полностью (за исключением расходных китайских батарей) производимым в Тольятти и сконструированным на основе отечественных инженерных решений, Кама-1 продумывался и создавался большим количеством подрядчиков, привлечённых СПбПУ: дизайн электромобиля был выполнен итальянской ItalDesign, электрическая и электронная архитектура разрабатывалась силами тольяттинской инжиниринговой компании Ладуга, кузов и шасси были собраны на белорусской SkyWay. Как и в случае КамАЗовских электробусов, разъезжающих на электропортальных мостах производства немецкой ZF Friedrichshafen AG, Каму-1 тяжело назвать «стопроцентно своим» проектом хотя бы потому, что двигатель у электромобиля китайский. Удивляет и тот факт, что создатели Камы-1, забегая вперёд, до обсчёта полного цикла производства объявили цену: самый базовый вариант можно будет приобрести на сумму от 1,2 миллиона рублей. А розничная цена стандартной комплектации будет доходить до 3 миллионов рублей. Какой выбор сделает наш гражданин при схожей цене американской Tesla Model 3 и российской Кама-1 – вот так вопрос! Наконец, не внесена конкретика в решение о том, где будет организована площадка для выпуска будущих модификаций Кама-1.
Рассматривая перспективы центров производства отечественных электромобилей, видим такие наиболее реальные варианты, как Набережные Челны и Нефтекамск, в которых закреплены основные предприятия КамАЗа и его дочерней компании НефАЗ. Уже упомянутые электробусы, принятые в эксплуатацию Мосгортрансом, в данном случае послужили хорошую службу и в освоении технологий выпуска электромобилей. По факту, КамАЗ обладает необходимыми ресурсами и инфраструктурой, чтобы переформатироваться из автогиганта, производящего исключительно тяжёлые дизельные грузовики и многоместный общественный транспорт, в высокотехнологичную производственную площадку, способную в том числе выпускать экологически чистые легковушки. По крайней мере, первый шаг – помощь, оказанная в создании концепта Камы-1, – уже сделан.
Какой бы ни была судьба отечественных электрокаров, кристально ясно одно: открытие завода Tesla либо сильно затормозит, либо загубит на корню любые начинания российских производителей по той простой причине, что детище Илона Маска съест весь рынок, даже не подавившись. Тем временем государство тоже не стоит на месте: Минэкономразвития планирует выделить до 2030 года более 400 миллиардов рублей на развитие электротранспорта в России. Будут построены 150000 зарядных станций, а для владельцев электромобилей предусмотрят бесплатные парковки и нулевой транспортный налог. Много больший процент автомобилей, используемых в каршеринге, будет приводиться в движение электромоторами. По оптимистическим прогнозам министерства, к тому же 2030 году 15% рынка автомашин также уйдут электромобилям (до 375000 единиц). Именно сейчас решается вопрос, будут это 15% Tesla или 15% российских компаний?
Как стало понятно из скороспелых предложений губернаторов, зазывающих Илона Маска в свои регионы, не все политики в нашей стране желают процветания собственных производств. В свете их подхалимства комментарии главы Татарстана Рустама Минниханова, отказавшегося поучаствовать во флэшмобе «задобри важного белого господина», воспринимаются чуть ли не как бальзам на душу: «Знаете, у нас есть свой автомобильный гигант – КамАЗ, Маск пусть в других регионах поработает».
На фото: электромобиль Кама-1