Сообщество «Информационная война» 00:03 24 мая 2022

Мартышкин блуд

По странам «золотого миллиарда» триумфально шагает вирус обезьяньей оспы

Где-то на окраинах пустыни Гоби в 1320-х годах блоха укусила сурка, регулярно сновавшего вблизи человеческих жилищ. Зараза, родившаяся тогда из желудка этой блохи, десятилетия терзала Азию, а после через озеро Иссык-Куль, Крым, Константинополь и Марсель попала в Европу, где стала самым разрушительным явлением конца Средневековья. В 1816–17 годах холерная палочка благодаря колониальным войнам и опутавшим весь мир торговым маршрутам вышла далеко за пределы типичной для неё Южной Азии и вызвала серию пандемий, отзывавшихся до конца века. В начале марта 1918-го на военной базе в Канзасе распространился странный вид гриппа, которому к 1920 году было суждено заразить примерно треть населения планеты и убить от 40 до 80 миллионов человек. Так начинались пандемии – в этом ряду даже гурман из города Ухань, пообедавший летучей мышью, не выглядит чем-то особенным, так что если это и легенда, то легенда правдоподобная. Сейчас на горизонте маячит голод – ресурсный, смысловой и совершенно буквальный – так что громадные механизмы информационного воздействия погружаются в режим гибернации и не особо стараются выдумывать похожие на правду мифы. Так и случилось с новым жупелом – вирусом обезьяньей оспы, триумфально шагающим по странам «золотого миллиарда».

Говоря про загадочный новый вирус оспы, необходимо поступать с ним так же, как с загадочным старым вирусом ковида – отделять биологический аспект от социального и информационного. С биологической стороной дела всё более-менее ясно: вирус оспы хорошо изучен и отлично поддаётся лечению. Оспа сопровождала человека с древних времён, её отметины на лице носили Мирабо и Сталин, от неё умирали Пётр II и Людовик «после нас хоть потоп» XV. Обезьянья оспа, как пишут, намного слабее натуральной или чёрной оспы, что была побеждена в конце 1970-х благодаря всеобщей вакцинации. К слову, сама вакцинация (от латинского слова vacca – корова) берёт начало именно из первого эффективного метода борьбы с чёрной оспой, когда людям прививали намного менее опасную коровью оспу.

Тем не менее по миру ходит множество вариантов оспы, представляющих разную степень опасности для человека. Один из этих вариантов – обезьяний – и попал в новости. По интернет-сообщениям, причиной этого стала ротация персонала миротворческой миссии ООН в Центральноафриканской Республике. На военной базе Мпоко вблизи столицы ЦАР Банги ещё с середины 2010-х, если верить новостям, регулярно творилось такое, от чего де Сад и Пазолини покраснели бы от стыда. Впрочем, миссии ООН отличались подобным «высокоморальным» поведением много где, так что скандалы вокруг ЦАР погоды не делали. Когда «миротворцы» вернулись по домам, сразу ряд европейских и североамериканских стран объявил о вспышках обезьяньей оспы, а ВОЗ порекомендовала – это не шутка – на время вспышки воздержаться, как бы это ни было трудно, от совокуплений с обезьянами. Что творилось за дверьми базы Мпоко, мы, слава Богу, не знаем, но подобные предупреждения явно не возникают на пустом месте. Пока можно с уверенностью сказать следующее: попавший в новости вирус не так опасен, как его родственник, терзавший сотни поколений наших предков, намного лучше изучен, чем терзавший всех недавно коронавирус и требует от нас невероятных волевых усилий на фронте борьбы с влечением к обезьянам.

Куда интереснее медийный аспект серии вспышек обезьяньей оспы. Необходимо понимать контекст, в который ложатся намёки на новую пандемию. Экономический кризис уже довёл мировую экономику до худшего состояния со времён Второй мировой – это оценка МВФ, толерантно обозначившего причинами украинский кризис и изменения климата. Этот экономический кризис уже, на первых своих порах, отзывается в повседневной реальности не привыкшего к нужде западного обывателя куда сильнее, чем кризис 2008 года. Топливо, отопление, еда, жильё – дорожает всё, кроме труда.

Но ведь можно ввести локдаун. Стоит вспомнить, как в ноябре в привычно задымлённом Нью-Дели – а Индия, как мы знаем, не только родина холеры, но и испытательный полигон некоторых прогрессивных инициатив – ввели локдаун. Интересно то, что он не был связан с ковидом – местные англоязычные СМИ назвали его "pollution lockdown" (локдаун из-за загрязнения воздуха). Без особых возражений индусы заперлись по домам, что доказало главное: ковид уже не нужен даже как повод.

Судя по паническому тону публикаций больших европейских СМИ, обезьянья оспа последовательно раскручивается как возможный предлог для новых локдаунов и ограничений.

Обезьянья оспа пока что выглядит медиавирусом – тем же выглядел омикрон, слабо затрагивавший реальность, но производивший много шума. Сложно говорить о возможных последствиях – мы все хорошо помним, как ковид на первых порах казался обычным гриппом, заражающим только азиатов, после чего наши соседи в муках откашливали куски собственных лёгких.

Прекрасно видно, для чего оспу навязывают массмедиа – любая тема для беспокойства лучше, чем наступающий голод, дефицит топлива и еды, бессилие единственного полюса политической силы или ускорение экономического краха.

Важно не поддаваться панике и не вестись на нехитрые манипуляции большой западной прессы. У России есть не только готовая вакцина против оспы, но и средства для разработки и производства адаптированных к новым вирусам вариантов. Опыт оперативной и слаженной работы эпидемиологов, купировавших вспышку чёрной оспы в 1959 году, когда за месяц в Москве и области вакцинировали 9 миллионов человек, намекает нам на то, что не так страшен чёрт, как его малюют.

1.0x