На воскресенье 6 мая, в аккурат под путинскую инаугурацию, "непримиримая" оппозиция запланировала проведение массовой протестной акции под громким названием "Марш миллионов". После недолгих перипетий эта акция была согласована в кабинетах столичной мэрии. Место — Калужская площадь, время — с 16.00 до 19.30, заявленное количество участников — пять тысяч человек.
Конечно, противников Путина в Москве может собраться и намного больше, но вовсе не миллион и даже не сто тысяч. Хотя еще несколько месяцев, да что месяцев — недель, назад лидеры оппозиции обещали сделать "Марш миллионов" убойным выстрелом по "авторитарному режиму". Эти обещания, судя по всему, были политическим блефом. Потому что, кроме требований типа "Путин, уходи!", никакой объединяющей оппозиционеров реальной программы действий: политических, экономических и т.д. — как не существовало, так и не существует.
Зимний накал страстей, который всячески разогревался из-за рубежа, сошёл практически на нет, поскольку в Вашингтоне убедились, что никуда Путин по их указке не уйдёт, а значит — с ним волей-неволей придётся договариваться. И договорились очень быстро. А без информаци- онной, организационной и прочей "накачки" извне "болотная оппозиция" лопнула как политический субъект почти сразу. И несостоявшийся "марш миллионов" — едва ли не окончательное подтверждение этого почти медицинского факта.
Весьма показательны с этой точки зрения и слова экс-министра финансов Алексея Кудрина, одного из ближайших соратников Путина, который сказал, что митинги — не его стихия, и он участвует в них лишь тогда, когда "форме митинга нет альтернативы". Судя по этому заявлению, альтернатива протестным митингам у околопутинской части российской "элиты", едва не ставшей антипутинской, теперь есть, и она достаточно привлекательна для того, чтобы Кудрин, Собчак (кстати, "приемная дочь" Владимира Владимировича) и иже с ними постарались поскорее позабыть своё недавнее "хождение в болото", как дурной сон.
Иное дело, что и массовая поддержка Путина, очередным проявлением которой 6 мая должен стать параллельный "Маршу миллионов" митинг Общероссийского народного фронта (ОНФ) на Поклонной горе с 50 тысячами участников, — по сути, такой же политический блеф, только организованный уже отечественной "властной вертикалью".
Тем не менее, эта война политических блефов, однажды начавшись, уже независимо от намерений и желаний своих организаторов и участников с обеих сторон, обладает собственной логикой и собственной динамикой.
Оппозиционеры раскручивают тему неправомерных действий российских силовых структур, которые без всяких законных оснований задерживали потенциальных участников "Марша миллионов" повсюду, от Приморья до Калининградской области. Якобы именно поэтому во Владивостоке на протестную акцию вышло не более 50 человек, в Хабаровске — всего 5 вместо заявленных 700, в Иркутске — 70 и так далее.
Путинские "фронтовики", напротив, утверждают, что придут поддержать вновь избранного президента РФ только по зову сердца, не преследуя своими действиями никаких материальных и прочих выгод...
Так набирается инерция политического движения, по которой можно заранее рассчитать, вычислить траектории будущих столкновений. И эти траектории уже сегодня предвещают мало хорошего для нашей страны.
Потому что независимо от того, "за" или "против" Путина демонстрируют сегодня участники массовых акций, даже самые острые и неотложные проблемы современной России в реальном измерении не решаются, а откладываются "на потом". Независимо от того, будет ли переименованная в полицию милиция избивать или, напротив, носить на руках оппозиционеров и, говоря словами Маяковского, раздавать им на улицах апельсины, число рабочих мест в стране не увеличится, реальные доходы населения не вырастут, экономика не станет инновационной и т.д.
В затеянной ныне войне политических блефов нельзя победить в принципе — зато рано или поздно придётся потерпеть сокрушительное поражение в столкновении с реальностью. Накануне великого Дня Победы это должно видеться предельно четко и ясно. Сталин не блефовал, когда в 1931 году говорил о том, что Советский Союз отстал от передовых стран Запада на 50-100 лет, и это расстояние необходимо пробежать за 10 лет — иначе нас сомнут. И нас едва не смяли. А популярные ныне в "верхах" рассуждения о том, что "свобода лучше, чем несвобода", — тоже не более, чем блеф, или, в лучшем случае, абстракция, далёкая от реалий современности.
Задача номер один сегодня — не разъединять и раскалывать российское общество по поводу тех или иных блефов и абстракций, а объединить его для нового мобилизационного рывка. Даже десяти лет для этого у России, похоже, не осталось.