Сообщество «Символ веры» 00:00 14 января 2016

Марш-бросок

Все в курсе, что "у них там" любят Достоевского, Толстого, Чехова (именно в такой иерархии), знают "Доктора Живаго" куда как лучше, чем на родине Пастернака, и крепко помнят фамилию Калашников. Опять же — балет, космос, фигурное катание и конструктивистский авангард 1910-1920-х годов — всё это считается "русским" и не подлежит пересмотру. Однако же есть области, где влияние нашей культуры было и остаётся весьма ощутимым, но об этом говорят мало и скупо. Например, в модной индустрии. Не так давно одна псевдолиберальная тётенька заявила, что у России нет своего вкуса — ни в творчестве, ни в одежде, поэтому тут могут или восторженно копировать Париж-Лондон-Голливуд, или же — тупо, со злобным упорством воспроизводить эстетику ватника. Всем этим окологуманитарным леди простительно быть смешными — они мало читают и ещё меньше думают.

Восприятие русской цивилизации на Западе — отдельная и очень сложная тема. Все в курсе, что "у них там" любят Достоевского, Толстого, Чехова (именно в такой иерархии), знают "Доктора Живаго" куда как лучше, чем на родине Пастернака, и крепко помнят фамилию Калашников. Опять же — балет, космос, фигурное катание и конструктивистский авангард 1910-1920-х годов — всё это считается "русским" и не подлежит пересмотру. Однако же есть области, где влияние нашей культуры было и остаётся весьма ощутимым, но об этом говорят мало и скупо. Например, в модной индустрии. Не так давно одна псевдолиберальная тётенька заявила, что у России нет своего вкуса — ни в творчестве, ни в одежде, поэтому тут могут или восторженно копировать Париж-Лондон-Голливуд, или же — тупо, со злобным упорством воспроизводить эстетику ватника. Всем этим окологуманитарным леди простительно быть смешными — они мало читают и ещё меньше думают. Давайте вспомним то колоссальное влияние, которое оказал русский образ, а впоследствии советский дизайн на моду XX — начала XXI веков.

Итак, эпоха Art Nouveau. Творец французского стиля — Поль Пуаре восторженно аплодирует Дягилевским балетам. Хотя он не одинок — весь мир преклонялся перед гениями танца и роскошью костюмов. Эффектная красота сценических нарядов так заворожила Пуаре, что это сделалось основой для его очередных разработок. В 1911 году он посещает Россию. Безусловно, отмечает: все дамы и кавалеры одеты, как по картинке из Costume Parisienne, поэтому его увлекает иное — народное платье, кокошники, мониста, красный цвет, купола соборов, картины в неорусском духе. В 1910-х годах мсье Поль будет часто обращаться к старорусской, экзотической теме.

После Революции на Запад хлынул поток эмигрантов — они принесли с собой неповторимую дворянско-разночинную манеру, а крупнейшие дома мод с удовольствием брали на работу грациозных русских аристократок вроде Натали Палей, ставшей женой и музой Люсьена Лелонга. В моду вошли диадемы-кокошники, меха, вышивка в русском стиле, а для дома Шанель работала сама Великая княгиня Мария Павловна. Впрочем, изобретателем легендарного аромата под номером 5 оказался бывший сотрудник московской фирмы "Ралле" — Эрнст Бо. Бесспорно, француз, но когда-то российский подданный. Кроме того, растёт интерес к советскому авангарду и к новым формам конструктивной одежды, которую с лёгкостью изобретают в Москве — Гран-при на выставке 1925 года (той самой, что дала название стилю Art Deco) вручили Надежде Ламановой за платья, пошитые из владимирских рушников. Этот мотив впоследствии будет много раз копироваться и повторяться западными кутюрье.

Следующий этап — уже 1960-е годы, когда Россия стала ассоциироваться с космическим стартом и международной гегемонией. Наши манекенщицы блистали на зарубежных показах. Красное платье "Россия" Татьяны Осьмёркиной объехало весь мир. Помимо всего прочего, нахлынула очередная волна модернизма — дизайнеры всего мира стряхнули пыль с рисунков сорокалетней давности. Так, модельер Андре Курреж — один из творцов минималистской молодёжной моды — с вниманием отнёсся к линиям советского гения Эля Лисицкого — одного из сподвижников Малевича и создателя неподражаемых ПРОУНов. Интерес вызывала и "пролеткультовская" прозодежда 1920-х — в западных журналах писалось, что будущая мода станет, собственно, такой: конструктивной, простой, но при этом — вполне изящной.

А вот и 1970-е годы — ведущим направлением называли этнический стиль. Цветастые длинные юбки, платки, бусы, меховые шапки — всего этого с избытком хватало в русских традициях. Именитый парижский кутюрье Ив Сен-Лоран (кстати, искренний поклонник нашей страны) создаёт пышную коллекцию, посвящённую Русским балетам. Здесь прекрасно всё — и парча, и красные сапожки, и мех, и золото. Разумеется, представления Сен-Лорана о России были сказочными и книжно-иллюстративными, но, тем не менее, все его задумки сделались остромодными, …а советские щеголихи гонялись за высокими лисьими шапками а-ля Барбара Брыльска в "Иронии судьбы". Тогда прошла серия статей о том, что мы начинаем ценить наше-родное только после того, как это внедряется Синдикатом Высокой Моды и приходит сюда в виде "французской новинки". Следующий этап — 1980-е: в мировой обиход вошло русское слово Perestroika, как когда-то — Sputnik. Перемены, происходившие в СССР, казались настоящим прорывом, а красные буквы Perestroika стали украшать футболки американских подростков (как обычно, эта мода вернулась к нам в формате заграничной штучки). Начиная с 1990-х в устойчивых трендах — минимализм, а поэтому происходит постоянное цитирование 1920-х годов. Модельеры обращаются к образам, созданным русскими авангардистами, вспоминая также и Соню Делоне — знаменитую французскую дизайнершу Art Deco, понаехавшую в Париж из города Одессы…

Да, это лишь малая часть того, что можно было бы рассказать — русский вклад в историю искусств и модную индустрию неоспорим, однако, мы не всегда хотим это замечать. Почему? От скромности? Или оттого, что считаем это не таким уж важным для нашей духовной жизни?

24 апреля 2024
Cообщество
«Символ веры»
31 марта 2024
Cообщество
«Символ веры»
1.0x