Не так давно мне довелось пообщаться с удивительным человеком — с дизайнером и художником по костюмам Кириллом Минцевым, который работает в "русском" направлении. Иначе говоря, источником вдохновения для него является народный костюм, репрезентативное боярское платье и даже стиль а-ля рюсс, выдуманный Екатериной Великой с представительскими целями. Основной темой беседы была извечная болевая точка: почему наши люди так преклоняются перед всем заграничным, тогда как западные эстеты (да и учёные — тоже) считают Россию — кузницей талантов и волшебных красот? Получается, что мы не умеем разглядеть своё-прекрасное и, не зная толком даже окрестностей своего города, бежим покорять Флоренцию? Только потому, что она — Флоренция, а не Саратов.
Заграница! Сладкое слово-приманка для нашего обывателя. Помните поздний СССР? Как проникновенно мечталось о красочном Буржуинстве: там, за пределами "скучного" и регламентированного советского мира, горели неоновые огни реклам, дрыгались дамские поп-группы в атласных штанах-бананах и как из рога изобилия вылетали 150 сортов красиво упакованной колбасы. Попасть за рубеж, работать в загранке, свалить "хоть тушкой, хоть чучелком" — вот хрустальная мечта советского мещанина. Ценилось и лелеялось всё тамошнее — от джинсов Levi`s и техники Sharp до насыщенных картинок из ширпотребовского каталога Quelle, который тупо разглядывали и не могли поверить, что всё это можно иметь. Доходило до идиотизма — студенты коллекционировали пустые склянки из-под импортного алкоголя, а их младшие братья собирали фантики и вкладыши от жвачек. Это именовалось гордо — "фирма". Опять же, брак с иностранцем! Смысл-резон родом из позднего СССР, когда любой мужчина из другой страны воспринимался как сказочный принц. Когда система пала (не без деятельного участия социума), то Заграница с большой буквы "Зю" сделалась более-менее доступной, оставаясь при этом всё такой же актуальной и манящей. Отдых за рубежом стал незыблемым символом обеспеченности. Не ездишь на тамошние курорты? Ну, ты нищета!
По мере развития социальных сетей сформировался и новый вид бахвальства — многостраничные фотосессии на фоне пирамид, Эйфелевой или Пизанской башен, в тайском клубе или — в турецком отеле, где "всё инклюзив". Сейчас многие недоделанные "господа" всплакались по поводу закрытия Турции и Египта, да и вообще в связи с политическими событиями последних лет вояжи оказались затруднительными. Но повторюсь: для большинства ноющих граждан тур-поездка это всего лишь фактор повышения самооценки: "Я отметился аж вон где! А ты — на шести сотках тыкву растил!" Никому и дела нет, что побывавший в Фонтенбло субъект ничегошеньки не вынес из той поездки, кроме сотни дурно состряпанных фотографий и какой-то скабрёзной байки о королевских фаворитках. Даже детки-школьники соревнуются друг с другом: "А ты был в парижском Макдональдсе? А жрал в Таиланде ихний фрукт дуриан?" (Такой действительно произрастает и именно так зовётся). С таким же успехом можно вообще никуда не мотаться, а бегать от одного развлекательного центра до другого — тут тебе и "миланский" шопинг, и азиатская еда, и голливудские зрелища.
В своё время я беседовала с интереснейшим человеком — фотографом Иваном Хафизовым — он путешествует по России, запечатлевая узоры наличников. В его виртуальной коллекции имеются самые разные образцы — от сибирских до подмосковных. У Хафизова — целая философия, связанная с этим старинным ремеслом — он может часами повествовать о своих поездках по большим и малым городам, об их укладе и нравах: "Я, в зависимости от настроения, обычно рассказываю или про то, как чай с вареньем пил в гостях в Судогде, или про то, как однажды по неосторожности у меня чуть драки не случилось в Чебоксарах". Здесь уже не в наличниках дело, а в смысле бытия. Многие же мои знакомые взахлёб чирикают о дворцах Вены и Потсдама, но при том ни разу не гуляли в Кусково — они, живя рядом с этой жемчужиной Галантного века, будут весь год отказывать себе в повседневных тратах, чтобы только выехать на пару недель "в Заграницу". Посмотреть барокко и рококо. Там. Не потому, что немецкое рококо — кудрявее тутошнего, а просто оно — расположено за пределами РФ. Начнут восторгаться соборами Праги, не зная соборов того города, где проживают.
Большинство москвичей понятия не имеют, почему именно так называются улицы, на которых стоят их любимые бутики. Молодые питерцы из года в год откладывают свой поход в Эрмитаж — успеется, мол. Безусловно, каждый поклонник изящных искусств должен хотя бы раз побывать в Греции, Италии и Франции. Но ты забредал (для начала) в Пушкинский музей? Ты был в старинных русских городах — Пскове, Костроме, Угличе? Ты видел Алтай, Сибирь, Карелию? Ах, тебе это не престижно? Офисная челядь не оценит и решит, что ты — лузер? Дело тут вовсе не в "квасном патриотизме", а в элементарном умении жить и видеть. В навыке получать впечатления, в желании знать историю. Надеюсь, мы все к этому придём, а выезд за рубеж сделается не фактором престижности, но расширением границ, постижением мира, ещё одной ступенью в познании.