Сообщество «Историческая память» 00:00 27 августа 2015

Марш-бросок

Никита защищал советское искусство от безобразия, а Димитрий — веру от богохульства. Больше того — ирония судьбы свела их на одной и той же территории — в Манеже. Итак, Энтео атаковал некие оскорбительные произведения, созданные — повторюсь — в богоборческую эпоху, когда безверие почиталось обязанностью советского человека. Но что-то, видимо, здесь …вечное. Вкусы ярого безбожника и не менее страстного богомольца сошлись, сплелись и — вылились в своеобразный перфоманс ненависти. Или это… стихийное проявление общенародного вкуса?

Бывают странные сближенья. Пушкин сказал. Задумчиво так… Потому что они действительно случаются удивительные. Итак, начало 1960-х годов! Москва. Манеж. Никита Сергеевич Хрущёв — этот малокультурный, неуравновешенный царь космической державы — приходит на выставку и тут его подводят к произведениям современных авангардистов. Взрыв эмоций! В сторону автора летит охальное словцо, никак не отражающее физиологическую реальность (sic!), зато чётко подтверждающее смысл подобного творчества. С этого момента в СССР началась травля абстракционистов, увенчавшаяся знаменитой "бульдозерной выставкой" 1974 года, когда с господами-живописцами не стали церемониться, а просто разогнали при помощи машин. Перенесёмся на много лет вперёд — вот уже и XXI век наступил, правда, обещанный Хрущёвым—Брежневым коммунизм так и не был построен, да и яблонь на Марсе нет, как, впрочем, и "…ветки сирени в Космосе". Зато всё ещё есть Манеж, а в нём проходит выставка советских концептуалистов 1960-1970-х годов.

И вот в полупустые залы врывается праведный вихрь — мужчина-фатум с красивым именем Димитрий Энтео. Он учиняет скандал и даже, кажется, погром. Хотя, относительно последнего мнения разделились, посему я и пишу это спасительное слово — "кажется". Вдруг потом выяснится: господин Энтео действительно — как он и утверждает — разбил исключительно тарелку, испортил кусок линолеума и ограничился дебошем средней тяжести? Это пусть правоохранители разбираются и подсчитывают ущерб. Выносят приговор. Дают правовую оценку. Но вот, что меня поразило и где-то даже умилило в этой ситуации? Атеист-богоборец Хрущёв, в эпоху правления которого было уничтожено больше церквей, чем в 1920-е годы, и религиозный деятель Энтео —оказались едины, созвучны, сопричастны. Они оба, но с разных сторон не поняли. Оскорбились. Как зрители. Как выразители воли. Напомню — организация господина Энтео имеет горделивое наименование "Божья воля".

Никита защищал советское искусство от безобразия, а Димитрий — веру от богохульства. Больше того — ирония судьбы свела их на одной и той же территории — в Манеже. Итак, Энтео атаковал некие оскорбительные произведения, созданные — повторюсь — в богоборческую эпоху, когда безверие почиталось обязанностью советского человека. Но что-то, видимо, здесь …вечное. Вкусы ярого безбожника и не менее страстного богомольца сошлись, сплелись и — вылились в своеобразный перфоманс ненависти. Или это… стихийное проявление общенародного вкуса? Но мы — люди мирные. Мы не позволяем себе врываться в музейные залы с воплем и требованием. Мы интеллигентно отвернёмся и не пойдём на это смотреть. Но. Если подобные вещи раздражают и атеистов, и праведников, стало быть, дело в самом искусстве? Задумайтесь! В чём, прежде всего, обвиняли абстракционистов? В искажении пропорций человека и окружающих его предметов, в уродовании мира, в оскорблении самой сути искусства. О чём кричали соратники Димитрия Энтео? "Так нельзя изображать Бога!" Так — нельзя. Не ворвались же они на выставку прерафаэлитов (она проходила в 2013 году в Пушкинском музее изобразительных искусств) — а ведь у них тоже найдётся много религиозных сюжетов, иной раз, на грани. Но так — можно. А как Вадим Сидур — нельзя. Я не пытаюсь обелять или защищать Энтео — Боже упаси! Если человек совершил хулиганские действия, пусть он отвечает по закону. Мне хочется понять — где кончается свободное творчество и начинается обезображивание вселенной?

Что же касается изваяний Вадима Сидура, на которые и была направлена основная агрессия "Божьей воли", то здесь нужно пояснение. Сидур, безусловно, интересный скульптор, мастер линий. Возможно, он вторичен и всегда будет маячить после Генри Мура. Однако вспомним памятник в Перово, посвящённый Афганской войне — с тремя скорбными фигурами. Но у того же Сидура имелись и похабные творения, в том числе затрагивавшие тему Бога. В СССР такое не жаловали, потому как сие — абстрактно, неприлично и — на тему религии, а сейчас это раздражает по иным мотивам — о Боге так не говорят!

Как оценивают люди поступок Энтео? Одни его целиком поддерживают — мол, обратил внимание на уродства, проталкиваемые под видом "современного прочтения". Другие мечтают, чтобы он присел в тюрягу лет на пять за хулиганство. Третьи иронизируют: Энтео — молодчага, привлёк людей к теме Вадима Сидура, увы, подзабытого. Наш-то народ скандальчики любит — вот и потянулись глянуть.

И снова — ирония судьбы! Скоро в Манеже откроется новая выставка — "70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха". Она пройдет с 1 по 29 сентября. РИА Новости сообщает: "Гвоздём программы станет легендарная термоядерная бомба АН602, или "Кузькина мать", она же "Царь-бомба". Копия бомбы будет доставлена из Российского федерального ядерного центра в Сарове поздним вечером 22 августа специальным транспортом". "Кузькина мать"! Та самая, которой грозился вышеупомянутый царь Никита, увещевая мировую общественность. Остаётся только фантазировать — не захочет ли Энтео продолжить облюбованную линию и постучать ботинком на открытии экспозиции с "Кузькиной матерью"?

Рис. Е. Мигунова

1.0x