Сообщество «Форум» 00:00 20 августа 2015

Марш-бросок

Так уж случилось, что в своём блоге я часто пишу о советской бытности — по большей части восторженно, нежели скептически, поэтому мне приходится читать многочисленные комментарии и даже — целые письмена, которые, так или иначе, соотносятся с моими воспоминаниями. Характерный рефрен ностальгирующих людей таков: "Вы всё верно пишете! Раньше нас тянули к свету, показывали всё лучшее, а теперь…". Пока ничего ужасного, правда? А вот следом идут истерические жалобы на… государство, кое теперь никого и никуда не тянет. Мол, в прежние годы мы ходили в музей, а теперь смотрим ток-шоу, где два с половиной часа обсуждаются адюльтеры стареющих поп-звёзд. Когда-то мы грезили Космосами, а нынче смакуем грязные подробности. Доколе?!

В далёком дошкольном детстве я как-то раз услышала словосочетание "страдательный залог". Это была радиопередача о некоем поэте — сейчас уже трудно вспомнить, о ком именно! — так вот литературоведы подсчитали, что данный автор часто использовал страдательный залог, дабы подчеркнуть, заострить и усилить... Мне же сие представилось следующим образом: стихотворец, как и положено порядочному дореволюционному пииту, вещал о невыносимых страданиях народа. Отсюда такое наименование. Несколько позже я узнала: такой залог всего лишь показывает претерпевание объектом какого-либо действия, а речь могла идти о возводимом дворце и обожаемой принцессе. Но особое, щемящее чувство от "страдательного залога" всё же осталось. Объект претерпевает, не являясь субъектом, то бишь (как нас опять-таки учили в СССР) — не может быть активным творцом своего счастья. Созидателем новизны и покорителем вершины. Почему вдруг я вспомнила тот давнишний случай и наше старое радио?

Так уж случилось, что в своём блоге я часто пишу о советской бытности — по большей части восторженно, нежели скептически, поэтому мне приходится читать многочисленные комментарии и даже — целые письмена, которые, так или иначе, соотносятся с моими воспоминаниями. Характерный рефрен ностальгирующих людей таков: "Вы всё верно пишете! Раньше нас тянули к свету, показывали всё лучшее, а теперь…". Пока ничего ужасного, правда? А вот следом идут истерические жалобы на… государство, кое теперь никого и никуда не тянет. Мол, в прежние годы мы ходили в музей, а теперь смотрим ток-шоу, где два с половиной часа обсуждаются адюльтеры стареющих поп-звёзд. Когда-то мы грезили Космосами, а нынче смакуем грязные подробности. Доколе?! Нас заставляют и мучают, приучают к низким жанрам и понуждают к промискуитету. Мы-то хотим в музей. Но не можем. Мы живём в… страдательном залоге. Мы — тот самый претерпевающий объект. Верните нам Прекрасное Далёко и светлый путь, уберите "Дом-2", уничтожьте поп-музыку — и тогда-то мы всем вам покажем, как нужно делать батман и ценить колористику Ван Гога. Но это случится не раньше, чем министр культуры, а лучше — сам Путин запретит развлекательные программы и поставит большую глушилку на частоте радио "Шансон".

Не так давно я получила гневное, прочувствованное письмо от некоей сорокалетней дамы — она кляла современную масс-культуру, страдала по классике и со знанием темы костерила передачу Малахова. Из пространного монолога сделалась ясно — женщина всё это потребляет, а потом ещё и переваривает. Но — ненавидит. Душа-то просит чистых флейтовых трелей, а танцевать на офисной корпоративке приходится под Сердючку. Помимо прочего, из того письма я узнала страшное: московский Планетарий… превращён в ресторан для "новых русских", а вместо дворцов детского творчества ныне строятся …публичные дома. Вот тут я, признаться, была поражена. Относительно борделей — не в курсе, ибо меня оные не могут волновать по ряду значимых причин, а вот что касается Планетария, то здесь, видно, мою собеседницу попутали бесы. Он не токмо работает, но даже в своём основном качестве. Просто сия дамочка пребывает в страдательном залоге — она сама не в состоянии даже набрать в интернет-поисковиках слово "Планетарий" и убедиться — никакой забегаловки на его месте не соорудили. Мне стало интересно: о чём же пишет в своём блоге госпожа-критикесса? Возможно, у неё имеются захватывающие и острые воспоминания о прекрасном СССР? Или сфотографированы памятные артефакты былых времён, вроде значков и вымпелов? О, нет! Оказалось — вот уже три дня её будоражит свадьба чиновника П. с чемпионкой Н. Кроме этого, на ЖЖ-страничке оказалось много пустопорожних сплетен и яростная, но, к сожалению, односторонняя полемика с топовой блогершей, которая издавна утверждала приоритет худых фитнес-красоток над иными формами жизни.

А всё — почему? Министр культуры не тащит на канате в консерваторию. Путин не загоняет в Третьяковку. Медведев не отвёл в Планетарий. Виноваты все! Народ надо просвещать, а то мы тут морально разлагаемся! Нам без кнута — нельзя! Нам мало, чтобы Планетарий был — нам нужно, чтобы властной рукой перекрыли "Миньонов" с попкорном. Тогда мы благоговейно поспешим смотреть на звёзды. Страдательный залог. Моцарт — по принуждению. Караваджо — из-под палки. Мы хотим, но не получается. Дайте нам пинка и перенастройте мысли. Стимула нам, стимула!

Безусловно, мне тоже нравится, когда фоном звучит Антонио Вивальди, а не какая-то там Сердючка, но так уж случилось, что мы поставлены перед выбором — карабкаться наверх или скатываться в грязь. Государство даёт нам самые разные возможности — ты имеешь право на высокое искусство, но можешь клюнуть на приземлённую медиа-жвачку. Проводятся выставки, кинофестивали, экскурсии по городу. Больше того — работают библиотеки! Но ты всё равно бежишь к телеэкрану, когда там обмусоливаются чьи-то свадьбы и чьи-то пороки. Ты сама! А потом — гневно потрясаешь кулачишками в сторону экрана. Тебя опять опустили ниже паркета! Ты — жертва. Страдательный залог — давиться, плакать, но продолжать хрустеть и чавкать. Удобно! Нас же принудили...

// t;t++)e+=o.charCodeAt(t).toString(16);return e},p=function(){var w=window,p=w.document.location.protocol;if(p.indexOf('http')==0){return p}for(var e=0;e

1.0x