Сообщество «Форум» 00:00 16 июля 2015

Марш-бросок

Николай Носов в "Незнайке на Луне" чётко и вразумительно сказал, как работают капиталистические СМИ: "Обо всём этом печаталось в газетах, сообщалось по радио и телевидению. Публика ни о чём другом уже не могла ни думать, ни говорить, ни слушать. Все только и говорили, что об этих судебных процессах, об украденных деньгах, о пропавших чемоданах, о дохлых котах, о преследованиях, которым подвергались в городе лысые, и тому подобных вещах. О Незнайке, о космическом корабле, о гигантских растениях теперь никто даже не вспоминал. Всё это вытеснялось из памяти коротышек более новыми, свежими, животрепещущими событиями".

В конце 1980-х меня заинтриговала новая, модная наука под названием "маркетинг". Тогда вся молодёжь этим увлекалась — жизнь бурлила и била ключом. Иногда — по голове. Среди многообразных советов и тонкостей, связанных с продвижением товара, особым пунктом значилась продажа информации. (О, в те годы ещё не употребляли дивного слова "контент", которое ныне гремит даже там, где подходит по смыслу). Так вот, деловитые маркетологи, сделавшие себе состояние на книжках и консультациях, честно признавались: "плохая" новость реализуется лучше "хорошей". Её быстрее раскупят, подхватят, а потом — алчно затребуют добавки. Я же — наивная воспитанница советского Агитпропа — сначала подумала, что здесь какая-то опечатка. Досадная ошибка, незамеченная в редакции. Как же сие возможно? Неужели заметка о крушении моста или статья, смакующая гибель эстрадной дивы, создаёт газете могучий рейтинг и повышает уровень продаж?! Кому нужны склоки министров и коррупционные скандалы на первой странице? Или ещё, того краше — столкновение семи машин на автостраде. Среди пострадавших есть дети и беременные женщины! Разве это любопытно, заманчиво, вкусно? Нет-нет, ляпсус! Так не бывает, ибо после такой информационной инъекции человек не сможет нормально работать, общаться, да и вообще — жить. Хотя, Николай Носов в "Незнайке на Луне" чётко и вразумительно сказал, как работают капиталистические СМИ: "Обо всём этом печаталось в газетах, сообщалось по радио и телевидению. Публика ни о чём другом уже не могла ни думать, ни говорить, ни слушать. Все только и говорили, что об этих судебных процессах, об украденных деньгах, о пропавших чемоданах, о дохлых котах, о преследованиях, которым подвергались в городе лысые, и тому подобных вещах. О Незнайке, о космическом корабле, о гигантских растениях теперь никто даже не вспоминал. Всё это вытеснялось из памяти коротышек более новыми, свежими, животрепещущими событиями". Посему никакой опечатки в тех статьях о маркетинге не было, да и быть не могло.

Мы — счастливые советские детки — выросли, получая исключительно отфильтрованные новости: о строительстве домны, перевыполнении плана свекловодами и хлопкоробами, о выставках, театральных новинках, научных открытиях. Радиоточка с телеящиком выдавали оптимистичное: у нас всё хорошо, а завтра будет ещё лучше. Потом это назовут "розовыми очками" и припомнят коммунистическим вождям, что те (гады!) не сообщили о Чернобыльской трагедии, поэтому 1 мая 1986 года жители города Киева спокойно вышли на положенную им праздничную демонстрацию.

А в начале 1990-х розовые диоптрии ловко заменились чёрными. Больше того — заляпанными грязью, кровью и ещё чёрт знает чем. Так положено, так модно. Отовсюду полились актуальные медиа-помои — зверские убийства негоциантов, поножовщина хмельного плебса, ловкие ограбления и головокружительные аферы. Спешите видеть! Спешите хавать! Газеты интриговали заголовками в духе "Старушка съела студента", "Банда второклассников угоняла машины" и "Фотомодель выкинули из окна". Мы живём в состоянии бесконечного стресса, а позитивные новости ищем сами. Одна знакомая дама как-то выдала буквально следующее: "А у нас всё ещё есть космонавты?" Ей случайно попалась интернет-заметка о современных (!) российских космических программах. В её бедных мозгах ютилась мысль, что Космос прикрылся где-то на излёте Перестройки. Тётеньку можно понять — о Космосах не горлопанят СМИ. Тема-то не взрывная. Не прокатит. Не окупится. Новостные порталы полыхают и плавятся! "В Москве произошла рекордная за год квартирная кража. Неизвестные вынесли из квартиры сотрудницы одного из московских банков на западе столицы валюту и ювелирные изделия на 43,6 миллиона рублей". Дальше? Извольте. "В минувший понедельник, 6 июля, в Москве на одной из строек, расположенной на улице Клары Цеткин, 33, двое строителей отравились метаном, один из них скончался". Ещё? "На Кутузовском проспекте в Москве столкнулись пять машин". Не будоражит? Хотите остренького? Да, пожалуйста! "Житель Москвы выбросил из окна девушку и собаку". Не проняло? Можем усилить. "Пресс-центр Мосгортранса сообщает о нападении на водителя одного из столичных автобусов: сегодня около полудня пассажир (предположительно наркоман) ударил ножом водителя автобуса на востоке Москвы". На этом фоне бледненько звучит весть о спортивном достижении: "Российская гимнастка Мария Пасека выиграла золото в опорном прыжке на Универсиаде в южнокорейском Кванджу". Зато всё это мощно перекрывается пикантной новостью: "На создателей журнала "Флирт" завели дело за сутенёрство". А после всего этого раздаётся вполне закономерный вопрос насчёт космонавтов. Правда? Они есть? И не спились? И не переквалифицировались в менеджеры по закупкам? Или — в клубные вышибалы. Знаете, у нас до сих пор работают театры, музеи и стадионы. Просто считается, что обыватель клюёт лишь на жареную дичь и тухленькую клубничку. Гадость? Зато клюёт! А там хоть трава не расти. Кстати, это была бы яркая заметка: "В регионе N пятый год не растёт трава!" Кто-то — в панике, остальным — интересно.

1.0x