У неё лицо прелестной шестидесятницы, этакой походницы и скалолазки, верящей в светлое будущее, победу коммунизма, а ещё — в хрестоматийные яблони на Марсе. Никакой дешёвой сексапильности и следов модного ныне порока: ни громадного размалёванного рта, ни агрессивного макияжа. Просто какая-то нездешняя принцесса! Но лучше, как в том фильме 1967 года: комсомолка, спортсменка и просто красавица — раз уж мне вздумалось сравнивать… Варю Караулову с девушками из космического десятилетия. Юная отличница и её восточный вояж сегодня — тема дня. Кто-то её осуждает, кто-то — жалеет. Призывы жестоко наказать сменяются просьбами разобраться. Понять и простить. Не знаю насчёт "простить", но понять всё-таки хочется. Почему обеспеченная и неглупая (точнее — образованная) девица понеслась прямиком в сторону преисподней? Некоторые малосознательные товарищи выдвинули типовое и не требующее логики объяснение: "С жиру бесится!". Ничтоже сумняшеся они сравнили Караулову с известными гламурными фифами — с теми, что ломанулись в своё время на Болотную площадь, а потом и на Немцов-мост. Глупо! Те пресыщенные болонки ничем не рисковали, когда дрыгались в протестной колонне, — у нас в стране оппозицию не прессуют и дозволяют ей петь, плясать, печатать свои книжонки, кривляться на телевидении, etc. Опять же — иноземные гранты. Не жизнь, а малина — и тут не бьют, и там подкармливают. А студенточка Варвара? Что её роднит с шанелево-шиншилловыми кралями, помимо очевидной "мажорности" и денежного достатка? Ничего! Она реально рисковала жизнью, здоровьем, перспективами. Всем. ИГИЛ — это вам не крики в твиттере: "Моя страна — быдло!" и не написание дурацких текстов в "Снобе" на тему "Я устала от Путина!" Это страшно, жестоко и — безумно. Почему же Караулова сделала шаг, уводящий в бездну? Сколько ещё девочек и мальчиков захотят ощутить адово пламя на своих оголённых нервах?
Безусловно, я не являюсь психологом или же социологом, поэтому не смогу точно определить причину, хотя очень хочется! Я попытаюсь понять резоны, ибо очень часто люди бегут не "в", а "от". Что же предлагает социум таким вот Варенькам? О, да — получить престижное образование, дабы потом стать офисной супер-леди. Имидж, дресс-код, фитнес, промискуитет, отдых на Бали, обеспеченный муж и — не особо желанный, но положенный ребёнок после 35 лет. Не вдохновляет? Перезагружаем! Клубы, дискотеки, блестящие микроюбочки, пластическая операция по увеличению грудей, богатый папик с сальными глазками, дом на Рублёвке, любовник-массажист, …ребёнок-даун. По глазам вижу, что и это не нравится. Мотаем плёнку в ином направлении! Креативные бирюльки, гаджеты (по цене авто), дружок-хипстер (среднего пола), модные курсы декупажа и батика (по цене второго авто), немного наркотиков и много водки, ещё по чуть-чуть актуального искусства и протестного смысла… На выходе: рантье-блогерша, борющаяся за права ЛГБТ. Разумеется, я злобно утрирую, и вы можете сказать, что есть 1001 прекрасный путь. Но их надо сформулировать, а молодые не любят сложных решений — им надобен звучный и трубный глас, пример, идеал. Пусть дурной, зато мощный. Требующий отдачи. Иной раз фатальной.
Когда-то очень давно у наших ребят были яркие примеры — папанинцы, челюскинцы, полярные лётчики, красные командиры. Высота и битва, как смысл и цель. "—Не знаю! Может быть, куда-нибудь полечу. Или, может быть, будет война…" — говорит гайдаровская Нина Половцева. Стремиться в стратосферу, получать значок ГТО, становиться Ворошиловскими стрелками, сбегать… в Испанию — бороться с фашистами! Всё выглядело яростно, светло и чётко — свои и чужие, добро и зло, да и нет. Потом эти мальчишки и девчонки побеждали в войне, освобождали Европу, восстанавливали, отстраивали мир. У них оказались здоровые и при этом — чеканные ориентиры, не разбавленные словесной жижицей. Так вот, пока мы тут, в своём XXI веке, дружно спорим: имеет ли право на самовыражение бородатая Кончита Вурст или ещё какой-нибудь джаз-банд педерастов, на Востоке зреет (точнее — уже созрела) злая и уверенная сила. Там нет места словесам и прочим сомнениям — там просто отрезают голову. Всё расписано, и никаких отклонений от курса. Если же наше общество пестует образ расслабленного мужчины и распутной женщины, оно обречено. Вспомните поздний Рим. ИГИЛ — это новые вандалы, и от этой аналогии становится по-настоящему страшно. А молодёжь? Ей часто нравится разрушение под маркой борьбы. Если ей не дают борьбы настоящей. Если ей не создают векторы развития. Если её лишают созидательного пафоса. Как известно, зло имеет притягательную силу, оно куда как чётко формулирует цели, не размениваясь на выбор средств. Можно, конечно, и далее шарахаться от слова "идеология", перемалывая либеральную жвачку про "ужасный совок" и "толерантную комсомолию". Я не оправдываю Караулову — то, что она совершила, с трудом укладывается в голове, но любое деяние требует осмысления и поисков причины. А причина — в нас. В картине нашего мира.