Не так давно я написала заметку о советском социокультурном феномене под названием "девчата". Напомню, что так именовались молодые девушки, соединявшие в себе два резко противоположных начала: политическую, а также личностную активность, свойственную жительницам промышленных мегаполисов XX века и — многочисленные "предрассудки", принятые в деревенском, аграрном социуме. Так, идеальная комсомолка и активистка, дававшая норму сверх плана, непременно слыла целомудренной, а превыше всего ценила возможность стать женой хорошего парня и матерью здоровых ребятишек. Вышеозначенный образ транслировался всеми средствами массовой информации — о таких девчатах сочиняли романы, снимались мелодрамы и кинокомедии. О них писались очерки. Их лицами украшались обложки популярных журналов. Любая эпоха имеет тот женский тип, который ей…выгоден. В этом слове нет ничего оскорбительного — выгода бывает разная. Советское общество было одновременно индустриальным и — патриархальным, отсюда такой нетривиальный образ, как "девчата". После написания этой статьи у меня возник закономерный вопрос: а что же сейчас? Какой стиль подходит для современности? Какие амплуа становятся знаковыми? И, надо сказать, что картина у меня получилась весьма печальная.
Итак, первая, кого мы с ходу замечаем, это девушка-яппи, или лучше так — Офисная Стерва. В ней жёсткая, порой — жестокая деловитость сочетается с какой-то сопливой сентиментальностью — она обожает все эти открыточные "валентинки" на 14 февраля, ужины при свечах и даже плюшевых медвежат. Она стройна и подтянута, скрупулёзно оттачивает пресс в дорогом фитнес-клубе; маниакально следит за своим драгоценным здоровьем и, как минимум, два раза в год проходит полный медосмотр. Офисная Стерва высокомерна и мнит себя — пупом …нет, не Земли (это мелко), а — Вселенной. В её планах — удачно выйти замуж после 35 лет и даже кого-нибудь родить, чтобы тут же сбагрить мешающее дитятко. Не бабушке, разумеется, а элитно-престижной няне из самого лучшего агентства.
Следующий по популярности вариант именуется Гламурной Кисой. Эта, в отличие от своей офисной ровесницы, нигде и никогда не работала, разве что немного посидела на ресепшене крупной фирмы, занимающейся распродажей перепроданного или маркетинговым лизингом в области франчайзинга. Девушка-карамелька, рождённая для шопинга и дайкири, а ещё для брендовых упаковок и шикарных авто с открытым верхом. Она — в чём-то агрессивно-леопардовом или в наивно-розовом. Дышит духами, туманами и бездельем. Её программа-минимум — подцепить олигарха или хотя бы солидного мужчину (можно даже кривого, рябого или старого). Её программа‑максимум — попасть в светскую хронику вместе со звёздами эстрады, телеведущими и модельерами, а также — написать книгу, открыть свою галерею или замутить очаровательно-необязательный бизнес. Например, бутик шляпок а-ля винтаж. Всё это будет создаваться и строиться на деньги разомлевшего "папика", а она — прекрасная, станет ходить на презентации и раздавать интервью глянцевым журналам.
Далее у нас идёт совсем противоположный образ — Свободная Креативщица, которая на первый взгляд может показаться не просто антиподом Стерве с Кисой, но и весьма прогрессивным явлением. Этакой новой интеллигенцией, ибо наша Креативщица предпочитает творчество, но не банальное, вроде классической живописи или игры на скрипке. Искусство должно быть модным и, по возможности, импортным! Декупаж и пэчворк, плетение фенечек и валяние войлока, создание корявых, но "ужасно уютных" кукол с глазами-пуговицами и ватными ногами, …обучение на курсах международного дизайна при виртуальной академии околовсяческих художеств. Свободная Креативщица носит кеды и джинсы, ковбойку и пончо. За спиной у неё — разноцветный рюкзачок со свисающими брелоками. К вещам она относится странно, ибо покупает их в секонд-хэнде на вес, но зато набор гаджетов — по цене однокомнатной квартиры на окраине. Часто бывает убеждённой (точнее — модной) вегетарианкой и уважает восточные практики достижения гармонии, хотя до них никогда так и не доползает — там надо много трудиться над своим непокорным Я. Зато любит рассуждать и надменно умничать. Считает себя высокообразованной и начитанной, но при этом обладает странноватым набором знаний: её выбор — это кино не для всех, музыка для избранных, литература для особых. Поэтому о Пушкине она знает мало.
Конечно же, таковы далеко не все наши современницы, но сейчас я говорю именно о типажах, популяризируемых средствами массовой информации. О тех, что выгодны обществу потребления с его культом вещей и вещичек. Все вышеназванные дамы обнаруживают высшую степень покупательской способности, которую я бы даже назвала — покупательским талантом. Просто действовать они будут в трёх разных направлениях: так, гламурная фифочка сойдёт с ума от вида серебристых туфелек из новой коллекции, офисная стерва возьмёт кредит под покупку авто, а креативщица будет экономить на хлебе ради очередного нового айпода. Более того, все три дамы оказались замечены в болотно-протестных настроениях — именно там они и встретились! Они — враги? Нет. Просто у них вечное и подспудное недовольство миром при зашкаливающе-высокой самооценке. Как тут не сбегать с букетом лилий на Немцов-мост?