Авторский блог Галина Иванкина 00:00 16 апреля 2015

Марш-бросок

В 1990-х годах среди молодёжи был популярен американский сериал "Скользящие". Он казался поистине захватывающим — группа героев путешествовала по так называемым параллельным мирам, попадая в альтернативную действительность. То есть перед нами рисовалась всё та же Америка, но всякий раз — другая, ибо, как гласило предисловие к каждой из серий: во Вселенной сосуществуют миллиарды непересекающихся реальностей. Тотальная мерзлота и неоконченный Ледниковый период; победа Советского Союза в мировой войне и коммунистический ад в Америке, или, например, владычество инопланетных гоминидов, давным-давно создавших на Земле свою цивилизацию.

В 1990-х годах среди молодёжи был популярен американский сериал "Скользящие". Он казался поистине захватывающим — группа героев путешествовала по так называемым параллельным мирам, попадая в альтернативную действительность. То есть перед нами рисовалась всё та же Америка, но всякий раз — другая, ибо, как гласило предисловие к каждой из серий: во Вселенной сосуществуют миллиарды непересекающихся реальностей. Безусловно, воспроизводилась любимая голливудская специфика — так, в одной из вариаций Элвис Пресли и Мэрилин Монро оказывались всё ещё живы и даже — востребованы… У ностальгирующих пенсионеров. Однако имелись и гораздо более волнующие "версии" — тотальная мерзлота и неоконченный Ледниковый период; победа Советского Союза в мировой войне и коммунистический ад в Америке, или, например, владычество инопланетных гоминидов, давным-давно создавших на Земле свою цивилизацию. Зачем я вдруг вспомнила этот легкомысленный и наивный, хотя и занимательный, сюжетец? У меня такое ощущение, что нам постоянно демонстрируют исторические фильмы и, особенно, — сериалы, снятые о каком-то параллельном СССР. Возможно, именно о том, который в одной из серий "Скользящих" устраивал красный террор с танками и расстрелами мирного населения. Во всяком случае, ни я, ни мои родственники никогда не жили в изображаемом пространстве. Друзья и коллеги тоже пожимают плечами: "Кое-что иногда встречалось, но в целом — не так".

Некоторое время назад я попыталась смотреть один, широко рекламируемый, сериал, точнее, я опоздала к началу, зато я успела увидеть главное: группа молодых мужчин, одетых в советскую форму, швыряет в неглубокий, наспех вырытый ров трупы окровавленных людей. Потом я отыскала эту серию в Интернете — на сайте канала, дабы понять, что же случилось "…Однажды в Ростове". Выяснилось, что я наблюдала финал Новочеркасского расстрела, который содеялся в 1962 году. Известно, что эти события были спровоцированы безграмотной и провальной продовольственной политикой Никиты Хрущёва, когда целые регионы остались без снабжения, а цены на основные продукты питания взлетели "по просьбе трудящихся". Из песни слов не выкинешь — царь Никита не слыл мудрым вождём и умелым управленцем, а великие свершения, имевшие место в период его правления, на поверку оказывались сталинским наследием и движением по инерции. Но все-таки страна жила, верила и запускала человека в Космос, а солнечное настроение 1960-х не являлось досужей выдумкой фантастов да молодёжных прозаиков. У каждого явления есть две стороны — светлая и тёмная, день и ночь, смех и слёзы. Советский Союз представлял собой грандиозный проект, однако, он тоже не был Эдемом. Человек вообще не может выстроить Рай на Земле, ибо он — не Бог. Это аксиома и её грешно оспаривать. Раздражение вызывает именно тот факт, что нам бесперебойно показывают исключительно мрачную сторону советского бытия. Нам прямо говорят — эти победы, красоты, романтические ЛЭПы и космические дали — всего лишь обманчивая ширма, за которой творились бесчинства, унижения и расстрелы. У зрителя, особенно у молодого, тут же возникает вопрос: "А зачем тогда вообще нужен этот Гагарин, если экономика — нулевая? Где мясо-то? Картошка и та — мелкая!" Потом на ум приходят многочисленные побасенки, транслируемые "историками быта" и прочими участниками передач "про СССР" — например, о дамских панталонах, якобы купленных в ГУМе Ивом Монтаном с целью устроения глумливой выставки.

Или вот ещё один образчик. Авторы сериала "Орлова и Александров" дают почувствовать, какой страх и какое отчаяние владели нашими кинозвёздами во время создания искромётной "Волги-Волги". Сделано грамотно — вот идёт съёмка сцены с водовозом; фоном — аресты и пытки. Следом — диалог Стрелки с Бываловым; актриса с трудом подавляет рыдание — она не понимает, боится, страдает, а ведь ей надо смеяться и танцевать. Да. Теперь хочешь-не хочешь, а будешь вспоминать эти "вторые планы" при просмотре кинокомедии, а кто-то ведь и не пожелает больше смотреть …танцы на крови. В многосерийном фильме "Фарца" (о хороших ребятках-фарцовщиках и плохом КГБ) мы слышим мощную реплику: есть — нечего, зато Космос — наш!

Вообще же эти фильмы, передачи, статьи и книги под видом чистой и незамутнённой правды протал­кивают совер­шен­но дру­гое — дистиллированную ненависть к стране. Да. Претензии умно предъявляются к "этому совку", где, мол, было плохо всем — от работяг до жуликов, от студенток до генеральш. Но тогда получается странное и невнятное — почему же тогда эти люди, умученные сталинизмом и гнилой картошкой, защищали такой беспримесный кошмар от "цивилизованно-благоуханных" арийцев? И правда — зачем им был нужен ещё и Космос? Может, мы всё-таки жили в каком-то ином СССР? Не в том, который нам непрерывно транслируют. А ещё — получается, что во Вселенной есть не только параллельные миры, но и — пересекающиеся. Мой СССР выглядел иным, чем в тех передачах и фильмах, но почему же тогда всё это показывают — мне? Вот загадка для любителей мистических тайн и прочей фантастики!

1.0x