Сообщество «Новороссия» 00:00 2 апреля 2015

Марш-бросок

Истинной героиней дня на тот момент сделалась не прямодушная Алиса из космического Завтра, а деятельно-ретивая Мэри с её рефреном: "Ах, какое блаженство знать, что я — идеал!" Этот типаж (я имею в виду не классическую Поппинс из книжки Памелы Трэверс, а образ из нашего фильма) полностью укладывается в этико-эстетическую картину наступавшего времени. Завышенная самооценка, внешний глянец и умение "себя подать". Нахрапистость под личиной отточенного лоска. Высокомерие, как данность. Полезные качества для тех, кто хочет добиваться успеха с большой буквы "У". И — ветер перемен.

Тридцать лет назад произошли два события, вроде бы никак не связанные между собой, хотя связь эта наличествует, но выглядит она неявной и — обладает сакральным свойством. Или это простое совпадение, стечение обстоятельств, случайный пункт, который можно теперь называть "точкой невозврата"? Итак, Событие-1. Скромное и, казалось бы, проходное. В дни школьных весенних каникул на экраны советского ТВ была выпущена детская кинокартина — "Гостья из будущего", тут же ставшая культовой. Что характерно, этот милый и душевный фильм тогда не затмил другие подобные ленты, а многие подростки вообще утверждали, что "Приключения электроника" — гораздо лучше. Событие-2 случилось, а правильнее сказать — прогремело в иных сферах; оно всколыхнуло пространство и время, хотя, в то мгновение мы ощутили всего лишь первый и по-весеннему нежный порыв ветра — ветра перемен. Да. На троне Красной Империи очутился весьма симпатичный (хотя и помеченный дьявольским пятном) Михаил Горбачёв, и в стране началась пресловутая Перестройка.

Напомню, что в "Гостье из будущего" — если отвлечься от основного, детективно-фантастического сюжета — речь шла о принципиальной возможности того самого, светлого грядущего, мечты о котором успели поистереться и даже позабыться. К середине 1980-х Космос, как идея, давным-давно измельчал рядом с гораздо более внятной концепцией импортного унитаза и фирменных джинсов, а нахрапистый и толстокожий Вещизм окончательно победил ясноглазую Романтику. В "Гостье…" же мы увидели картины совершенного мира, где подростки управляют космолётами, а добраться от "Пушкинской" до "Проспекта Мира" можно безо всякой давки — путём простейшей телепортации. Но главное, что эта безукоризненно-чистая и добрая вселенная оказывалась коммунистической, и над Москвой развевался красный флаг. Авторы кинофильма, разумеется, не думали о последствиях своего шага, когда запускали Колю Герасимова полетать над Кремлём-2084. Всё это было оценено повзрослевшими и погрустневшими мальчиками образца 1980-х. Их будущее, опрометчиво предсказанное девочкой Алисой, не случилось. Точнее — они сами выбрали иной поворот событий, через пару лет став металлистами, люберами и панками, уйдя в бессмысленный перестроечный бунт, чтобы потом в 1990-х раствориться в рядах жующих обывателей, предпочитающих "Марсы" — "Сникерсам". Впрочем, выжили тоже не все. Иным довелось быть расстрелянными в процессе бандитской разборки на обочине шоссе. Или — погибнуть в "Белом доме", защищая Конституцию от палача-президента. Или… Безусловно, многие сумели сделать правильный выбор и выплыли даже в мутном потоке, ничуть не предав себя, но будущее Алисы-2084 уже никогда не станет нашим будущим. Именно поэтому "Гостья…" породила такое количество интерпретаций и даже — мифов: в ней показано развитие событий, которое уже на момент выхода фильма было закрыто и — заколочено. Недаром волшебная Машина Времени располагалась в старом доме, предназначенном под снос. Заметьте — не в тайной комнате суперсовременного НИИ и не в секретных подвалах лаборатории космических исследований. А вот так — тихо и буднично — в трухлявой хоромине былых времён. Этот дом — символ умирающей Империи, которой вот-вот наступит закономерный конец, а сокрушительная Перестройка — всего лишь катализатор событий. Алиса Селезнёва оказалась слишком хороша для наступавшей реальности. Кто же стал подлинным её символом, героем и смыслом?

Помните знаковую песенку из не менее популярного фильма тех лет, снятого, правда, на год раньше? "Завтра ветер переменится. Завтра прошлому конец. Он придет, он будет добрый, ласковый — ветер перемен". Изысканная история о Леди-Совершенство по имени Мэри Поппинс. Красивые дети на фоне стриженых британских газончиков; хорошенькие спаленки да занавесочки; добротно устроенная жизнь и — ожидание некоего ветра перемен — он-то и положит конец скучноватому прошлому. Да. Истинной героиней дня на тот момент сделалась не прямодушная Алиса из космического Завтра, а деятельно-ретивая Мэри с её рефреном: "Ах, какое блаженство знать, что я — идеал!" Этот типаж (я имею в виду не классическую Поппинс из книжки Памелы Трэверс, а образ из нашего фильма) полностью укладывается в этико-эстетическую картину наступавшего времени. Завышенная самооценка, внешний глянец и умение "себя подать". Нахрапистость под личиной отточенного лоска. Высокомерие, как данность. Полезные качества для тех, кто хочет добиваться успеха с большой буквы "У". И — ветер перемен. Недаром, фильм назывался "Мэри Поппинс, до свидания!" — это свидание вот-вот состоится — в офисе, на страницах гламурной прессы, возле бутика со строжайшим фейс-контролем; тогда как Алиса прощается навсегда. Более того, если учитывать знаменитый "эффект бабочки", то наша героиня вернётся… куда? Не случится ли так, что на месте Института Времени окажется многоуровневый бизнес-центр с подземными парковками на миллион машин или вообще — ядерная пустыня? Итак, Прекрасное Далёко заслонила хрупкая, но устойчиво-победительная фигурка Мэри-Совершенство. Ветер Перемен. Точнее — Wind Of Change. Выбор сделан, господа!

1.0x