Сообщество «Форум» 00:00 9 апреля 2015

Марш-бросок

Переворачивание понятий — их любимый способ донести свою мораль до инертного большинства. Возьмём, например, кинофильмы исторической тематики, коими нас потчуют с неизменным энтузиазмом: где КГБ — это вселенское зло, а советский человек выживал вопреки и даже, кажется, назло Партии. Так, в очередном сериале с броским названием "Фарца" героями былых времён выступают вовсе не ребята, строившие квартал Черёмушки и даже не космонавты с физиками, хотя речь идёт о временах хрущевской Оттепели, а, как вы уже, наверное, поняли, юные фарцовщики. Те, кому в духе Остапа Бендера было скучно строить социализм. Именно они показаны симпатичными, красивыми и смелыми.

Не так давно, когда "борец с режимом" — Виктор Шендерович высказал острую евгеническую мысль о биологически обусловленном отличии людей-сапиенсов от быдла-протоплазмы, многие из нас возмущались, что естественно. Хотя при ближайшем рассмотрении, если убрать из его речи постоянное обращение к физиологическим, селекционным мотивам а-ля Розенберг, окажется, …что этот господинчик не так уж сильно заблуждался — мы, действительно, относимся к разным человеческим "популяциям" с диаметрально противоположными системами ценностей. Мы думаем, поступаем и даже плачем неодинаково. Что нам — свято, им — смешно, глупо или же преступно, как, впрочем, верно и обратное: их незыблемые святыни представляются нам кощунственными. Или бессмысленными. Вот вам типичный пример: мы считаем 1990-е годы — эпохой развала, хаоса и унижения; им же свойственно не просто умилительно расхваливать "десятилетие свободы", но и с подкупающей искренностью сожалеть о том времени. С нашей точки зрения, Иосиф Сталин был великим вождём и мудрым правителем, безусловно, нелишённым тиранической харизмы, но — победителем и светочем. Они же рисуют его в одной связке с бесноватым Гитлером и полагают, что кинокомедии Григория Александрова — и те несут на себе печать ГУЛАГа. Для нас защитники "Белого дома" в октябре 1993-го — бесспорные герои; для них же — это красно-коричневая чернь, которая нахраписто рвалась к власти на волне народного недовольства "мудрыми" экономическими реформами. Характерно, что данные мыслеформы выходят далеко за рамки социально-политических убеждений и являются чем-то, вроде …условных рефлексов — стереотипных реакций на тот или иной раздражитель или стимул.

Отвлечёмся от исторических мотивов и углубимся в нашу повседневную реальность. Итак, эпизод с пресловутым "Тангейзером". Напомню, что неприличное и кощунственное "переосмысление" вагнеровской оперы, в конечном итоге, было решено снять с репертуара. Правда, произошло это не без ожесточённой борьбы — в медиа-скандал включились многие либеральные деятели, утверждавшие, что Россия — светское государство и защита чувств верующих — это нечто совершенно …из другой оперы. Не из "Тангейзера", короче. Раздались вопли о праве художника на самовыражение, а чересчур трепетным богомольцам даже посоветовали перебраться в какое-нибудь теократическое государство. То есть христианские святыни — это так, пережиток тёмных веков и бессмысленное хождение с хоругвями.

Зато! Когда на одном из московских мостов был устроен стихийный мемориал, посвящённый гибели Бориса Немцова, этот пункт тут же сделался местом почитания и поклонения. Не просто "модной точкой", куда залетают гламурные фифы по пути из бутика в фитнес-клуб, а именно — сакральным центром. Средоточием скорби. Те же люди, которые в своё время защищали право "Пусси Райот" на похабные танцы в храме, запричитали об увековечении памяти безвременно ушедшего младореформатора. Но момент истины наступил, когда всю эту пафосную феерию с табличкой "Немцов мост" наконец-то убрали, ибо это — собственно …мост, и он, как ни крути, всё ещё является транспортной артерией мегаполиса. Что тут началось! Креативные мальчики мгновенно утратили свою изысканную иронию, кою они так привыкли проявлять в отношении чужих святынь и возопили об осквернении, о кознях Кремля и прочих немыслимых кощунствах. Где же логика? А её нет. Есть свои резоны и — чуждые. Наши можно попирать, свои — превозносить и никакой рациональной адекватности, о которой так любят вещать господа-либералы, если дело касается чужих богов, тут нет и в помине. Для них Сочинская Олимпиада-2014 — дорогостоящая пафосная глупость. Для нас — момент народного единения. Для них Крым — "однозначно не наш", а современная украинская бандеровщина — высокое стремление к свободе. Они могут всё это изрекать вполне бескорыстно, не на деньги Госдепа. Просто у них так устроено сознание: для них всё светлое — это серое, скучное и мерзкое, а вот грязное — это как раз нормально. Я не склонна к тому, чтобы считать эти проявления — следствием биологических особенностей. Боже упаси! Это нечто иное, связанное с воспитанием, с предпочтениями и затверженными ещё в детстве смыслами, когда будущему либералу ужасно не хотелось быть пионером и вместе со всеми петь про "Орлёнка" и "Взвейтесь, кострами…!"

Переворачивание понятий — их любимый способ донести свою мораль до инертного большинства. Возьмём, например, кинофильмы исторической тематики, коими нас потчуют с неизменным энтузиазмом: где КГБ — это вселенское зло, а советский человек выживал вопреки и даже, кажется, назло Партии. Так, в очередном сериале с броским названием "Фарца" героями былых времён выступают вовсе не ребята, строившие квартал Черёмушки и даже не космонавты с физиками, хотя речь идёт о временах хрущевской Оттепели, а, как вы уже, наверное, поняли, юные фарцовщики. Те, кому в духе Остапа Бендера было скучно строить социализм. Именно они показаны симпатичными, красивыми и смелыми. Делать жизнь с кого. Чтобы их внуки бегали молиться на Немцов мост под песню "Моя страна сошла с ума".

1.0x