Хрестоматийный вопрос "С чего начинается Родина?" не следует тупо выпевать в пустоту, ибо он вполне конкретен, а в романтическом ряду, предложенном поэтом Матусовским, вместе со "старой отцовской будёновкой" и "картинкой в твоём букваре", непременно должно стоять …качественное историческое кино. Я, разумеется, не предлагаю менять текст песни — я говорю о принципах и смыслах нашего бытия. Есть жанры, где малейшая халтура приводит к непоправимым и печальным последствиям. Увы, российское синема переживает нынче не лучшие свои годы и, как следствие, молодёжь предпочитает голливудские стрелялки-ужастики, а люди старшего поколения по 1001 разу пересматривают "Белое солнце пустыни". Телеящик выдаёт бесконечные битвы оперов с паханами и прочие креативные вариации на тему Уголовного кодекса. Мне могут возразить: последние годы создаётся очень много сериалов о Великой Отечественной войне, о советской жизни и вообще — о нашей славной, но очень уж непростой истории! Да, но единственное достоинство всех этих сериалов заключается именно в том, что их, действительно, много. Всё. На этом позитивы заканчиваются, и начинается бесконечная жвачка про плохого особиста, мешающего хорошему генералу добивать Гудериана или ещё какая-нибудь фантазийная сага о том, как при большевиках запрещали слушать рок-музыку. Вяло-шаблонное исполнение и предсказуемость монологов — из той же копилки образов: мы, не будучи экстрасенсами, точно знаем, чем начнут и с кем покончат.
Мне опять могут возразить: недавно по каналу "Россия-1" с блеском прошёл захватывающий сериал о Екатерине Великой! Стоит признать, что игра актёров тут и впрямь была на высоте — актриса Юлия Ауг в роли императрицы Елизаветы Петровны оказалась не просто убедительна; её работу можно назвать блестящей. Иной раз Ауг настолько завладевает всем пространством кадра, что зрителю кажется — фильм вовсе не о молоденькой Фике из Цербста, а о дщери Петровой. Хотя, и весь остальной актёрский ансамбль выкладывается по полной. Но. Умелая игра — это ещё не всё, особенно в таком деле, как историческое кино. Тут всё должно быть прекрасно, точнее — достоверно — не только душа и мысли, но и одежда, как ни банально это звучит. Первое же, что сразу бросается в глаза, так это диковинная многодневная небритость у большинства придворных кавалеров и гвардейских офицеров. Они тут выглядят как теперешние супер-мачо с рекламы мотоцикла Harley-Davidson, зачем-то решившие поиграться в Галантный век. Вместо напудренных париков мужчины тут носят нечто, схожее со стиляжными причёсками — кок надо лбом плюс сомнительные бачки. Кому и зачем понадобилось так грубо и столь явно осовременивать облик? Достаём из загашника расхожую и любимую формулировку? Народ не поймёт белые букли на брутальных мужиках! А почему тогда в советские времена всё тот же народ это понимал? Вспомните хотя бы сериал 1986 года "Михайло Ломоносов" — там и мысли, и парики на месте. Ну, так идите дальше и дайте им в руки мобильники вместо табакерок и тросточек! Но если бы только причёски… Авторы до такой степени вольно обошлись с матушкой-историей, что создалось впечатление — им очень хотелось снимать "Анжелику — маркизу ангелов", а пришлось ваять "Екатерину".
Выдумывать сказки они начинают уже с самого начала — оказывается, юная принцесса ещё по пути в Россию принялась учить русский язык, а встреча с Сергеем Салтыковым произошла прямо на дороге — так, без сомнения, острее! Впрочем, нам постоянно дают понять — именно Салтыков, а не дебиловатый гопник Пётр Фёдорович — и есть подлинный отец Павла I. Династия не вполне легитимна? Зато! Слухи, легенды, альковные приключения — всё это весело "хавается" тем самым "пиплом", который надо срочно отвлекать от скандальных ток-шоу с участием избитой или брошенной мужем "звезды". Увлекательная развлекательность — любимый повод и окупаемый резон. Поэтому любой сюжет будет нашпигован байками и непроверенными, но очень уж пикантными подробностями, аки булка — изюмом. Имеются и явные ошибки — так, Фридриха Второго здесь именуют то королём, то императором, хотя единственной германской императрицей тогда была австриячка Мария-Терезия, а Пруссия никогда не величалась титулом Reich. В общем, нам показали занятное, околоисторическое фэнтези в духе славного цикла Game of Thrones. Но тогда причём тут Екатерина, Фридрих, XVIII столетие? В своё время женщина-режиссёр Светлана Дружинина поступила много мудрее — она экранизировала ни на что не претендующий костюмный роман о гардемаринах, памятуя о том, что интригующее действо в антураже того или иного времени — сие не есть хроника и тут возможны роковые пируэты да выверты в духе мсье Дюма. Когда же фильм проходит по разряду исторического кино (которое просто обязано быть близким к хронике), то здесь вступают в силу иные законы жанра.
Так, с чего начинается Родина? С бережного отношения к её наследию, с умения интересно подавать реальные события, не скатываясь при этом в бестолковое фантазирование и собирание баек. С любви к истории она начинается!