Вопрос "С кем вы, мастера культуры?" вовсе не является риторическим, как полагают некоторые. Больше того — эту формулировку постоянно хочется слегка исправить и вопросить: "Зачем вы так, мастера культуры?!" Или даже так: "На кой чёрт?" Лучше пойте, пляшите и блистайте. Но пореже высказывайтесь! Не так давно в прессе и в блогах вспыхнула очередная медиа-склока, связанная с травлей популярной медиа-дивы Анастасии Волочковой. А всё политика! Точнее — позиция. Дело в том, что запланированные крымские гастроли актрисы были отменены ввиду низкого спроса на билеты, а она сама оказалась в центре незначительного, но очень уж обидного скандальчика. Крымчане дружно отказались смотреть и, особенно — слушать Анастасию Волочкову. В чём же дело? Да просто люди припомнили звезде балета её недвусмысленные высказывания по поводу того, "чей Крым".
Напомню, что в апреле этого года Анастасия Юрьевна дала эмоционально-выспреннее интервью одному украинскому телеканалу. Ретивая укро-журналистка Катя Осадчая умело перевела беседу об искусстве к разговору о глобальной геополитике. И тут доверчивая Терпсихора, солнечно улыбаясь, выдала: "Для меня Крым все равно — часть Украины", после чего, походя, сравнила позицию певицы Валерии и её мужа, продюсера Иосифа Пригожина, с продажным поведением.
И вот теперь жители Крыма вспомянули то милое, светское щебетание в компании Кати Осадчей, и устроили, по сути, бойкот гастролей. Увы, или — к счастью — мы живём в непростое и где-то суровое время — люди en masse перестали быть равнодушно-аполитичными хомячками, которые живут ради того, чтобы кушать, спать и по возможности не думать. Нынче у нас так: скажи, чей Крым и я скажу, кто ты. Однако балетная прима была удивлена, обижена и раздосадована. Мол, граждане, за что? Ну, сколько ж можно вспоминать этот — вроде как — ничего не значащий разговор? В своём новом видеообращении к массам Анастасия Юрьевна, в частности, сказала: "Я никогда не могла подумать, что все это будет так серьезно воспринято, что будут такие последствия и столько негатива". И, в конечном итоге: "Я, в принципе, жалею, что стала тогда разговаривать с украинскими журналистами". При этом Волочкова от своих слов не отказывается и даже — усердно кается, уповая на свою чрезмерную экспансивность, ранимость и политическую неискушённость. "Это не моя позиция, а просто слова, касаемые других аспектов". Дескать, её пассаж насчёт "Крым — это Украина" относился исключительно к культурно-бытийной сфере, но никак не к политике. Волочкову можно понять — она действительно не враг народа и не какая-нибудь злостная белоленточница, кормящаяся от госдеповских грантов. Человек искусства. Популярная актриса. Красивая женщина с гуманитарным складом ума. Для неё настроение — впечатление-ощущение важнее и — интереснее "грубых и скучных" фактов. Я ей верю — она действительно не хотела лить воду на мельницу Майдана. Так получилось. Но получилось скверно и — с последствиями.
Творческие натуры часто бывают легкомысленны в своих сиюминутных порывах, но иногда — особенно в такие времена, как наше — это им не прощается. Актёры — будь то певцы или танцовщики — зависимый народ. Я имею в виду ту самую зависимость от благосклонности и любви "толпы", зала, публики. Если тебя по какой-то причине разлюбили, то будь ты хоть богиней танца и королевой красоты — тебя будут игнорировать. Артист, если ты неосторожен в своих высказываниях, то готовься к общенародной неприязни. Разумеется, мне могут возразить знатоки пиар-технологий: любая эскапада только на пользу звезде. Неважно, что о вас говорят, лишь бы говорили. Закон жанра. Именно поэтому медиа-персонажам часто бывает свойственно фраппирующее поведение — громкие разводы, эксцентричные женитьбы и смелые откровения. Но всему есть свой предел. Да. После отмены крымских концертов об Анастасии Юрьевне заговорили и заспорили в усиленном режиме, однако же, выступления-то не состоялись! Пиар-смысл пропадает — говорить-то говорят, а билет покупать не желают. Впрочем, повторюсь, что Волочкова не собиралась пиариться таким образом — она просто брякнула, что думала, точней — что ощущала. Теперь она в расстройстве: "Это несправедливо по отношению ко мне как к человеку, которого некому защитить".
Кстати, о защите! Например, у певца Андрея Макаревича была неплохая защита на недавнем процессе, устроенном против газеты "Известия" и Александра Проханова. Музыкант ловко выиграл и отсудил крупную сумму. (Судящийся рокер — это оксюморон наших дней, увы). Но выиграл ли он с моральной точки зрения? Многие бывалые поклонники отвернулись от "старины Макара" уже в тот момент, когда он позволил себе высказывания о Крыме и украинских событиях, но более стойкие фанаты верили до последнего, простив кумиру юности даже неприличную пикировку с Лимоновым и челобитную президенту. А вот судилище переварить не смогли. "В этом есть что-то не то", — как пел ещё один рок-идол нашей юности — БГ, правда, по иному поводу. Выиграло ли тут искусство? Некоторые из нас до сих пор не могут забыть вопль Лии Ахеджаковой в октябре 1993 года, а ведь прошло больше 20 лет. Да. Иногда лучше танцевать, чем говорить…