Есть две отрасли, к которым, на мой взгляд, не должны применяться слова "рентабельность" и "эффективность" (в значении всё той же рентабельности). Эти отрасли — образование и здравоохранение. Разумеется, мне могут возразить: "Не при развитóм социализме живём и, тем более, не при блистающем коммунизме! Давно пора научиться думать контентно, и лучше всего сразу переводить свою мысль в доллары или евро!" Ты — это денежная сумма, какую тебе хотят выплатить за труд или его хорошую имитацию. Эта нехитрая, но очень уж звонкая формула нынче применима ко всему: к людям, к искусству и литературе, к дуракам и дорогам. Если дурак приносит доход, его будут показывать по ТВ и устраивать презентации его похабных книжонок. Если смысл дороги оказался недостаточно эффективным — с точки зрения человеко-доллара — её не будут никуда прокладывать. Кому, право, нужны те три умирающие деревни да ПГТ с порушенной ржавчиной бывшего комбината? На первом месте не сапиенс, а его стоимость и — потенциальная прибыль. Хотя мы в 1991 году сами выбрали капитализм, а в 1993-м сие ещё раз "закрепили" танками и новой — капиталистически-цивилизованной — Конституцией.
Ни для кого не секрет, что с образованием и здравоохранением у нас обстоит неважно. Разумеется, мы совершаем глобально-политические прорывы, а рейтинг Владимира Путина чрезвычайно высок, причём не только в нашей стране, но и за рубежом — по сути, он единственный харизматичный лидер современности. Но! Все эти великие победы не заслоняют насущных нужд: детей по-прежнему надо учить, а стариков — лечить. (Впрочем, если судить по уровню здоровья большинства условной "молодёжи", то они ещё и дадут фору своим бабкам по части пугающих диагнозов). Однако же эти проблемы ныне пытаются решать воистину "инновационным" способом — путём слияния школ в некие роскошно звучащие холдинги и увольнения (по методу выживания/выдавливания) нерентабельных, то есть, как правило, пожилых учителей. Теперь — дело за медициной. Её тоже собираются сливать, точнее — разукрупнять, улучшать, модернизировать, конечно же. Умные люди всё подсчитали за вас. Менеджмент рулит!
Слияние школ началось не сегодня. Об этом и пресса много писала. Информировала. Вот, например, оптимистичный репортаж "Школа с садом", напечатанный в "Российской газете" 13 ноября 2012 года: "В Москве создано 255 учебных комплексов, объединивших школы и детсады. Но, по данным департамента образования столицы, массовая реструктуризация учебных заведений только началась. А что происходит тем временем уже в "укрупненных" школах?" Разумеется, статья хвалебная, наполненная позитивом и этакой медиа-патокой — сплошные плюсы и немножко минусов, так сказать, из разряда неудобств или, как их называл Михаил Зощенко — "мелочей быта". Правда, слегка подгадил в комментариях Евгений Бунимович, уполномоченный по правам ребёнка в Москве. Соглашаясь в целом с благородной идеей слияния, он, тем не менее, заявил: "В этой повальной кампании легко потопить "особенные" учебные заведения, которые есть в Москве… Представьте, если Гнесинку прикрепить к обычной музыкальной школе — кто выиграет?" На самом деле, никому нынче не нужны эти самые "особенные" — они чересчур затратные. Для них вообще нужен отдельный дебет-кредит. Шибко умные и природно-дефектные — пролетают. Любой экстремум — бракуется. Это, как с пресловутым IQ — именно крепкий середнячок без завихрений проходит на ура. Низкие показатели — у даунов и у… гениев с нестандартной логикой. Наш девиз — массовость и стандарт, оптимальный потребитель товаров и услуг!
Теперь предоставим слово учителям, которые оставили свои отзывы на сайте http://www.schoolotzyv.ru "После слияния моей школы с соседней моя зарплата сократилась при том же количестве часов в неделю, условия работы ухудшились. Из отремонтированного кабинета мне пришлось переехать в ветхую аудиторию соседней школы с ободранным линолеумом и обшарпанными стенами". Или вот: "Работаю в холдинге. Перехожу из здания в здание три раза в неделю в течение рабочего дня. Полное ощущение проживания между школами. Иногда закрадывается мысль, что если я пропаду, то коллеги не скоро хватятся, думая, что я в другом здании. Полное обезличивание и ущербность школы налицо. Очень жаль!" А это уже родитель пишет: "Такое чувство, что после ЕГЭ объединение школ — это контрольный выстрел по образованию". Так лучше. Так рентабельнее. Денежные потоки — важнее учительских проблем и… этого подрастающего поголовья, будь оно неладно.
На очереди — медицина! Хотя на бумаге это выглядит гладко и ясно. Даже красиво. Вот, к примеру, материал из "Российской газеты" под названием "Реформа, а не увольнение" от 22.10.2014. Сам Леонид Печатников убеждает, что никакого сокращения не будет! И вообще: "На переоборудование системы здравоохранения современной техникой было потрачено более 105 млрд.рублей. Значительная часть их пошла на переобучение врачей и медсестер для работы на высокотехнологичной технике". Интересно, после всего этого люди станут здоровее? Счастливее? Поможет ли вон той бабушке инновационная пилюля за 105 миллиардов? На самом деле, именно этот вопрос тут самый важный.