Радостная весть! С 2015 года из ЕГЭ уберут тестовую часть, а, кроме того, планируется ввести устный экзамен по всем гуманитарным предметам! Ура! Но…
Родители жалуются, что их дети не хотят читать. Не в том смысле, что они привычно ленятся вспахивать школьную программу, не желают постигать классику, продираясь через архаические смыслы и диковинные выражения вроде "любимец ветреных Лаис, прелестный баловень Киприды". Уже не до Киприды, ибо… "Они совсем не хотят читать!" — восклицает женщина-менеджер, говоря о своих сыновьях-старшеклассниках. Впрочем, многие взрослые тоже как-то странно читают, вернее — читают странное. Увы, тот процесс, который они подразумевают под чтением, является таковым лишь условно и напоминает простое складывание, точнее, сглатывание букв.
Любовный роман с яркой блондинкой на обложке сменяется "скандальным расследованием" из жизни эстрадной супердивы, а модное чтиво о тяжкой жизни "рублёвских жён" хорошо идёт после искромётного детектива с изощрённым смертоубийством на каждой странице. Хитроумные издатели со всей прямотой утверждают, что современный читатель (он же "пипл") предпочитает хавать жареное, пряное и карамельно-сладкое. Основной посыл — люди так много и так тяжело работают, что книга должна служить целям развлечения и расслабления. Отсюда все эти "актуальные" сюжеты и прочие "хорошо покупаемые" истории.
Рынок. Никто не заставляет и никто не запрещает. Пушкин, Бальзак и прочий Жан-Поль Сартр тоже издаются, право выбора — за вами. По радио выступает некий культуролог. Говорит умно, остро, интересно. Рассказывает, как он подрядился анализировать современные отечественные сериалы и с ужасом отметил, что в квартирах сериальных персонажей начисто отсутствуют книжные шкафы и даже полочки для книг! Всё есть — и шикарные будуары, и модные журнальные столики, и ванны, выложенные немыслимой по красоте плиткой. А книг — нет! А ведь поведение телегероев — это отражение нашего бытия! "Тогда как в годы моей юности мы читали взахлёб, мы даже воровали книги — так была велика тяга к знаниям!", — буквально кричит учёный, перебивая молоденькую и почему-то постоянно хихикающую ведущую. В СССР беспрестанное чтение считалось чем-то вроде обязательной программы-минимум. Мы были самым читающим народом в мире.
С перестройкой и вовсе начался настоящий книжный "бум". И вот тут-то и начинается самое парадоксальное. Литературное изобилие, как ни странно, не породило стремления читать ещё больше. Вроде бы появилась возможность без трудов и напряжения покупать Золя, Стругацких, Маркеса и Борхеса. Ан нет. В 1990-е годы на прилавки книжных магазинов хлынул поток низкопробной литературы самых разных жанров — от детективов, больше напоминающих кинобоевики, до костюмно-романтических побасенок, значащихся как "исторический роман". Высокой классики и другой серьёзной литературы не стало издаваться меньше. Наоборот, собрания сочинений спешно дополнились произведениями, "вычеркнутыми" в своё время большевиками как нежелательные (например, "Котлован" Андрея Платонова). Но, как ни странно, читать не стали больше. Возникает вопрос: почему?
На него, в частности, есть ответ у социологов. Они пришли к удивительному выводу — оказывается, современному россиянину стало попросту некогда читать умные книги. Мол, если при советской власти рядовой инженер (учитель, врач, работник НИИ) работал с 9 до 18, а всё остальное за него додумывала Советская власть, то современный менеджер имеет, как правило, ненормированный рабочий день и массу проблем самого разного характера. До Маркеса ли? До Борхеса? Как сказала всё та же дама, жалующаяся на сыновей-балбесов: "Я не помню, когда последний раз читала что-нибудь сложнее глянцевой прессы, да и это читала летом в отпуске". С другой стороны, выражение "убить время" всё чаще стало употребляться по отношению к книгам и журналам.
Странное дело! Социологи утверждают, что россиянину совершенно некогда читать, а тут вдруг появляется насущная потребность убивать время. Парадоксы эпохи! Другое устойчивое сочетание слов, относящееся к чтению, звучит не менее чудесно: "лишь бы чем-нибудь занять глаза". "Занимать глаза" нынче принято не только в метро, но и вообще — по жизни. Как известно, занять глаза и убить время при помощи Кнута Гамсуна никому пока ещё не удавалось, поэтому для таких нехитрых целей в современной России существует целый пласт занимательной литературы, например, "иронические детективы", в которых нет ни иронии, ни собственно детектива.
Зато есть "выбор" — читать или не читать. Можем купить любую вещь Пастернака, Булгакова или Ахматовой, а можем и не купить. Свобода. Хочешь быть счастливым? Будь им. Надоело быть "самым читающим народом"? Ну, и не будем. Назло себе! Вместе с тем, введение устного экзамена по гуманитарным предметам — это добрый знак. Кто знает? Может, опять станет модно читать хорошие книги? Хотя бы для сдачи экзамена на "отлично".