Мало кто знает, но история русско-кавказских отношений насчитывает 13 веков. Современные либеральные историки отказываются признавать этот факт, и начинают свое повествование с русско-кавказской войны, используя при этом избитые стереотипы в духе «геноцид, тактика выжженной земли, переселение, депортация и т.п.». Но прослеживая долгий, пусть и тернистый, путь, который мы прошли рука об руку с этносами Кавказа, начинаешь воспринимать ту самую войну не иначе как семейную «разборку». Русский народ есть уникальный синтез славянских, тюркских, германских, финно-угорских и иранских этносов. Имея со многими кавказскими племенами, общий скифо-сарматский либо тюркский корень, мы не раз теряли и восстанавливали вновь эту родовую связь. Многие великие представители нашего прошлого и настоящего, имеют кавказское происхождение, но в связи с тем, что история нашего государства неоднократно переписывалась, наш народ не имеет об этом никакого представления. Мы будем восстанавливать эти пробелы и дадим хотя бы минимальное представление о близости отношений Руси и Кавказа, в результате чего, реплики по типу: «Россия для русских» и «Хватит кормить Кавказ», станут как минимум неадекватны для трезвого человека. Итак – начинаем приоткрывать неизвестные страницы.
Все смешалось в русской истории, и многое утонуло в ее толщах. Что характерно, ранняя история России – мужская по самой своей сути. Рукописные источники внимательны к князьям и небрежны к княжеским женам: сведения о них отрывочны и несвязны. О князе Всеволоде «Большое Гнездо», десятом сыне основателя Москвы Юрия Долгорукого известно многое – почти девять минувших столетий не выгладили его из памяти потомков. Он рано осиротел – его отца отравили на пиру у киевского боярина, когда Всеволоду едва сравнялось три года. Старший, сводный брат Андрей Боголюбский выгнал мачеху и ее детей из княжества. Подхватив сыновей, и в их числе малолетнего Всеволода, греческая царевна Ольга отправилась в Константинополь - к родне: император Мануил I доводился Ольге кузеном. Когда Всеволод вошел в юношеский возраст, вдова Долгорукого решила вернуться на Русь. Брат Андрей, Великий Владимирский князь, сердцем помягчел и с Всеволодом примирился. После убийства заговорщиками Андрея Боголюбского, освободился Владимирский престол, и владимирцы поцеловали крест Всеволоду и покуда не рожденным детям его. На великокняжеский престол Всеволод, вступил уже женатым.
Но где пересеклись жизненные пути Великого князя и его избранницы? Что неожиданно – в Грузии: в местных хрониках отмечена встреча в 1169-1170 годах грузинского царя Георгия III из династии Багратионов с племянником из Константинополя и о его свадьбе с осетинской княжной. Этим племянником был Всеволод: и Георгий, царь грузинский, отец прославленной царицы Тамары, и мать Всеволода были внуками Давида IV Строителя. На пути из Царьграда на Русь, Ольга с сыном заехали навестить тифлисскую родню. Тут дело и сладилось: вступающему в древнерусский брачный возраст (16 лет) Всеволоду приглянулась юная Мария, родственница красавицы Бурдухан – супруги царя Георгия, дочери осетинского царя Худана. Из летописных свидетельств известно, что три сестры Марии тоже были замужем за русскими князьями. Старшая, была второй женой Андрея Боголюбского, к сожалению, история не сохранила её имени, средняя – Марфа была женой Мстислава Черниговского, а младшая - Елена, выдана была за князя Ярослава Владимировича и большую часть жизни прожила в Новгороде. В Ипатьевской летописи на службе у киевских князей обнаруживается воевода Шварн. Именно он и был отцом аланских княжон. Русские князья охотно женились на аланках – они считались завидными невестами: волшебные красавицы, христианки, образцы целомудрия и мужепочитания. Очевидно, что Всеволода и Марию связывали не только династические и политические причины, но и крепкая любовь. Племянники Марии и их потомки заметного следа в русской истории не оставили. Не то что рожденное Марией «большое гнездо»: сыновья, внуки и их потомство определяли судьбу России в течение долгих веков. Есть ли в том заслуга Владимирской великой княгини? Карамзин вслед за летописцами уверяет, что есть, и немалые: «Его супругою была Мария, родом Ясыня, славная благочестием и мудростию. … Летописцы хвалят ее также за украшение церквей серебряными и золотыми сосудами; называют Российскою Еленою, Феодорою, второю Ольгою».Карамзину вторит историк Соловьев. Рассказывая о роли женщин в древнерусском обществе, он отметил, что запись в Лаврентьевской летописи о кончине Марии Шварновны является ярким примером любви и уважения к женщине на Древней Руси. Дополним прославленного русского ученого, автора многотомного труда по истории России: мудрая и нежная красавица Мария Шварновна как мало кто другой была достойна любви и уважения. Правление Всеволода «Большое Гнездо» стало временем наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской земли: росли и богатели города, строились храмы (и в их числе знаменитейшие Успенский и Дмитриевский во Владимире, признанные шедевры древнерусской архитектуры), авторитет и старшинство Всеволода Юрьевича признавали за редким исключением по всей Руси.
Пока Всеволод Юрьевич занимался многотрудными ратными и мирными делами, Мария Шварновна обустраивала домашний быт, растила дочерей и воспитывала сыновей для будущей их княжеской стези, была радушной хозяйкой для многочисленных гостей и родственников, наезжавших во Владимир. То есть была тем самым надежным тылом, в котором так нуждается любой мужчина, пусть даже и княжеского звания. Как приличествовало женщине ее положения и даже более того, княгиня Мария занималась благотворительностью, что в ту пору предполагало щедрые дары в церковь и «утешение сирых и болящих». И нежно опекала вдов из бесчисленной родни, которым давал приют Всеволод Юрьевич. Пусть летописные сведения о Марии Ясыне лаконичны – сквозь эти немногие слова просвечивает незаурядный образ крупной личности, не затворенной в женской половине и не огородившей себя забором из традиционных дамских интересов. Она ценила ученость, сама была не чужда книг и искусств, почтение к наукам и искусствам воспитала и в детях.
Ясная умом, благородная сердцем и стойкая духом Мария Шварновна прожила праведную и довольно долгую по меркам тех времен жизнь – лет приблизительно пятьдесят-пятьдесят пять. Какое же было у неё здоровье, если последнему, двенадцатому (!), – чаду она дала жизнь в возрасте 43 (!) и только после этого начала гаснуть телом, видимо, решив, что теперь её дело сделано. Такое здоровье даётся только людям с чистыми помыслами и добрым сердцем! За 18 дней до кончины она постриглась.В монастырь ее провожали муж, дети, монахи из всех монастырей и весь город. Все плакали – жалели бесконечно добрую Марию Шварновну. Вскоре она скончалась «и была положена в монастыре своем в церкви св. Богородицы, погребена с рыданием и плачем великим над нею…». А сыновья великой княгини всю жизнь помнили и детям своим передали духовное завещание Марии Шварновны. Карамзин рассказывает о поучении Марии просто и величественно: «…Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев, по изречению Библии: во мнозем времени премудрость, во мнозе житии ведение». Мудра и предусмотрительна была Мария Ясская, канонизированная в числе первых русских святых. Потомков у нее будет много – 115 ровным счетом русских родов пошли от Всеволода Юрьевича, прозванного за многодетность и обилие сыновей «Большим Гнездом». И все это «Большое гнездо» родила, вырастила и воспитала Мария Шварновна.
Мария Аланская, Мария Ясыня, дочь осетинского князя, не единственная, но, вероятно, самая яркая из осетинок, сочетавшихся браком с русскими князьями. Любуемся ли Дмитриевским собором – стены его изукрашены рельефами в так называемом «зверином стиле», который принесли на владимирскую землю аланские мастера, прибывшие вместе с Марией Шварновной. Глядим ли на барса на эмблеме владимиро-суздальских князей и на щите их потомка Александра Невского – этот барс с аланской царской символики добрался в Залесье с обозом Марии Шварновны, подобно тому, как двуглавый орел прилетел на Русь из Византии вместе с Софьей Палеолог, невестой царя Ивана III. Стоим ли с почтением у памятника освободителям Москвы Минину и Пожарскому – вспоминаем, что Пожарский ведет свой род от князей Стародубских, родоначальник которых Иван Всеволодович, сын Марии Шварновны. Читаем ли о закладке Русской церковью к 1100-летию Крещения Алании храма во имя святого благоверного князя Александра Невского во Владикавказе – понимающе киваем головой: кому как не внуку Марии Ясыни должен быть посвящен новый и крупнейший на Кавказе собор? Герой Ледового побоища Александр Невский, герой Куликовской битвы Дмитрий Донской, объединитель русского государства Иван III – во всех них течет кровь ясской княжны Марии Шварновны.
Либерально-националистическим деятелям невыгодна такая история, поэтому её стараются затмить случающимися бытовыми конфликтами, сразу переводя их в плоскость межэтнических разногласий. Но ведь и в советсткое время на танцах чеченцы дрались с русскими – и это нормально, любой здоровый этнос имеет систему «свой-чужой», и если бьют своих, то надо заступаться. Но когда у этносов появляется общая цель, будь то строительство государства, развитие религии, создание цивилизации, тогда они становятся Народом.
Основная задача наших врагов во все времена одна - расчленить Россию, столкнуть её этносы между собой и стоять в стороне, смотреть как мы уничтожаем сами себя, и не забывать получать деньги, раздаваемые в виде кредитов на вооружение, а потом на восстановление. Их метод – заставить нас забыть свое прошлое, лишиться общих исторических корней. Их пропаганда расчеловечевания приносит плоды – семья уступает место личным амбициям и собственному «я», целомудрие становиться чем-то от чего хочется скорей избавиться. Женщина и мужчина забывают о своем месте и предназначении в этом мире – женщины бегут от материнства, мужчины от мужества быть защитником и опорой в семье, погрязая в сиюминутных удовольствиях.
Наша же задача с вами задача - вспомнить свое прошлое, восстановить исторические родственные связи, укрепить родное государство, приумножив его богатство, укрепить разрушаемый фундамент традиций. Разве героиня нашего повествования не пример истинной женщины в лучших и высших её проявлениях? Сегодня мы приоткрыли только одну из страниц нашего богатого прошлого. А сколько у нас ещё впереди…