23-24 марта под лозунгом "25 лет рыночных реформ в России и мире. Что дальше?" прошёл IV Московский экономический форум.
Четыре года для таких институций — не срок. Это еще не "российский Давос", но уже весьма заметный проект, участие в котором приняли бывший глава МВФ Доминик Стросс-Канн, научный директор Германо-Российского форума Александр Рар, координатор Европейского социального форума Херманн Дворжак, экс-министр финансов Польши Гжегош Колодко, ректор МГУ Виктор Садовничий, нобелевский лауреат, академик РАН Жорес Алферов, академик Сергей Глазьев, научный руководитель Института экономики РАН Руслан Гринберг, — впрочем, перечислять фамилии и регалии зарубежных и отечественных участников форума, созданного по инициативе известного бизнесмена ("Новое содружество", "Ростсельмаш"), и политика (Партия дела) Константина Бабкина, можно долго: в трех пленарных дискуссиях, а также почти в трех десятках тематических дискуссий, "круглых столов" и других мероприятиях форума "засветилось" более тысячи человек. Согласитесь, достаточно серьёзная интеллектуальная, общественная, а в перспективе — даже политическая сила.
Впрочем, любая сила — величина векторная, и вектор МЭФа был вполне определённым: нужно сойти с того пути, по которому наша страна двигалась после 1991 года, а в более широкой перспективе — и с 1965 года — года начала "косыгинских" реформ, всё сильнее отставая от мировых лидеров и скатываясь к роли "помоечно-сырьевого" придатка глобальной экономики. Возможно, в некоторых сферах человеческой цивилизации Россия продолжает оставаться "впереди планеты всей", но как фактор мобилизации такой тезис, на мой взгляд, более чем обоснован и оправдан. Тем более — в нынешних условиях системного кризиса мирового "технологического уклада", чреватого социальными, военными и прочими катастрофами. Которых и миру в целом, и России в частности весьма желательно было бы избежать.
Но никакого консенсуса, ни даже стремления к выработке такого консенсуса сегодня в России нет — тон в отечественных финансах и экономике продолжают задавать сторонники "монетаризма", который на самом Западе давно превратился в некое подобие "идейного опиума" для стран "третьего мира". Классическая поговорка "Что хорошо для "Дженерал моторс" — хорошо для Соединенных Штатов", сегодня может звучать так: "Что хорошо для Goldman&Sachs (JPMorgan, Citigroup и так далее) — хорошо для всего мира".
К сожалению, Россия здесь — пока не исключение, денежная масса в экономике нашей страны до сих пор намного меньше рублевого эквивалента её "золотовалютных" резервов — даже если считать не по паритету покупательной способности (ППС), а по обменному курсу валют. Именно это является одной из главных причин "бегства капиталов" из нашей страны — бегства, в ходе которого Россия потеряла с 1992 года не менее 2,5 трлн. долл. И нужно срочно прекращать этот "марафон в никуда" — только после этого "долгая дорога к развитию", заявленная нынешним МЭФ, из благого пожелания может стать реальностью.