Сообщество «Изборский клуб» 09:05 29 декабря 2021

Евразийский барометр

из выступления на круглом столе "Исторические и геостратегические аспекты интеграции Большой Евразии"

Для того, чтобы сформировать идеологию евразийского пространства, необходимо возобновление социологических исследований под названием "Евразийский барометр", которые проводились на постсоветском пространстве: необходимо доработать евразийскоую идеологию, которая будет притягательна для широких слоёв населения стран евразийского пространства в целом.

Сегодня наиболее значимой темой объединительной идеологии на евразийском пространстве является совместная победа в Великой Отечественной войне. Эта тема естественным образом расширяется до мирового значения: спасение мира от нацизма, — и тем самым становится моральным основанием евразийского большого пространства для других стран и народов как в Европе и Азии, так и в других частях света.

После крушения Советского Союза коллективный Запад, иными словами современный империализм, успешно утилизирует социальное недовольство в мире, которое исходит из огромного и всё растущего неравенства между странами, а также внутри обществ практически всех стран. Существование Советского Союза сдерживало развитие неравенства, но сегодня нет такой супердержавы. Другой источник массового недовольства — это бедность, в которой находится почти половина населения мира, если критерием бедности считать уровень потребления ниже 5,5 долларов США в день на человека.

Недовольство широких слоёв населения мира усиливается глобальным информационным полем, которое определяет основное содержание информационных полей отдельных государств, реформирует мировоззрение их обществ, распространяет потребительскую культуру, эгоизм, разрушает традиционные ценности, в том числе умеренность в потребностях, стремление к чему-то более высшему, чем человеческое эго.

Миллиарды людей понимают, что удивительные блага, созданные сверхразвитием технологий, им недоступны, что ни они, ни их потомки никогда не станут членами того счастливого общества, которое существует и демонстрируется в информационных потоках. И вот этот огромный слой населения мира, отсечённый от данных благ, становится питательной средой для радикализма.

К тому же глобальное информационное поле для широких кругов общества определяет, показывает и причины их безысходного положения: ведь, оказывается, во всём повинны их сограждане, правительство соседней страны, энергетика, производство развивающихся стран, другие этносы, другие религии… То есть все, кроме тех кругов, которые управляют глобальными процессами. Пользуясь отсутствием Советского Союза — сверхдержавы, идеологией которой была борьба против несправедливости, неравенства, борьба за мир и счастье всех людей, эти круги, оседлав наиболее развитые страны, прекрасно оперируют мировым недовольством, направляя его энергию в нужную им страну, на нужную территорию, в нужной для них форме, будь то цветная революция, гражданская, межнациональная, региональная или межцивилизационная война. В результате тормозится развитие стран и регионов, которые в наибольшей степени в нём нуждаются.

Большое евразийское пространство в своих цивилизационных основах имеет и нравственно-ценностные традиции, и сохранило потенциал для превращения в то образование, что исповедует и мир, и безопасность, и справедливость, в том числе в распределении благ, уважение к другим культурам, способность к гармоничному совместному проживанию, меритократию, основанную на нравственности, коллективистских ценностях и знаниях.

Необходимо отметить важную особенность евразийского большого пространства: Россия остаётся центром интеграции, которая естественным путём сформировалась в звездообразную структуру, остаётся гарантией мира и безопасности на всех этих территориях. Несмотря на имеющиеся тенденции отхода от русского языка, он на протяжении почти двух столетий был языком культурного взаимодействия и окном в остальной мир для наций и этносов евразийского пространства, остаётся языком межнационального общения, и этот его статус необходимо развивать. Россия и русскоязычный культурный мир продолжает быть уникальным явлением в истории, где целенаправленно развивались культуры малочисленных народов.

Таким образом, логически следует, что должно стать содержанием исследования нового "Евразийского барометра" — народная идеология евразийского пространства. И она должна включать, в первую очередь, идеи безопасности, мира, справедливости, совместного процветания.

Положительный опыт такого рода исследований уже имеется: это серия совместных социологических исследований "Евразийский барометр", которые проводились исследовательской компанией "Циркон" при содействии Евразийского банка развития. В ту серию исследований вошло множество важных вопросов. Новое социологическое исследование с условным названием "Евразийские ценности" должно быть нацелено на выявление наиболее распространённых общих ценностей в группах стран, отдельной стране, различных территориях отдельных стран, а также в различных группах населения. Конечно, теоретически мы всё это знаем, однако для разработки стратегии необходимо подробное картографирование знаний.

Цели исследования — это оценка состояния обществ сети евразийской интеграции, выявление её динамики, оценка возможностей и препятствий интеграции, формирование общей конструкции евразийской идеологии, предназначенной для этих обществ в целом, формирование конкретного содержания стратегии развития евразийской интеграции.

Исследования должно включать следующие темы: состояние традиционных ценностей (семья, брак, религия, взаимоотношения полов, отношение к власти и так далее) и динамика изменения этих ценностей; взаимное восприятие народов евразийского пространства; готовность сотрудничать, совместно жить, дружить, создавать семьи; стереотипы разных народов, в том числе описательные и поведенческие; отношение к религиям, знания о религиях, обыденное религиозное поведение; знания об обыденном поведении различных этносов; установки по отношению к политическим, экономическим, оборонительным и интеграционным организациям на евразийском пространстве, ожидания от этих организаций, удовлетворённость этими ожиданиями, конкретные претензии к ним, оценка эффективности и влияния на общественное мнение; интеграционная стратегия на постсоветском пространстве; информационное поведение в исследуемых странах, в том числе эффективность различных источников, распространяющих информацию на значительной части евразийского пространства, а также в конкретных странах.

Следует придать особое значение исследованию телевизионных источников и интернета. Важной компонентой исследования должна быть оценка уровней восприятия социальных напряжённостей, в том числе классовой напряжённости, напряжённости по отношению к своему государству, политической напряжённости, то есть напряжённости между политическими силами: между властью и оппозицией, широкими слоями населения и государством, а также межэтнической напряжённости.

Очевидно, что при большом количестве народов попарное углублённое исследование нецелесообразно, поэтому в определённых темах нужно учесть особое значение России, русских и русского языка.

Центром звездообразной конструкции евразийского пространства, ЕС, СНГ, является Россия, и по-видимому, такая конструкция сохранится. Однако, если в Евразийский союз будут включены такие большие и мощные страны, как Иран и Турция, с амбициями, сопоставимыми их мощи, то вся конструкция потерпит значительные изменения. Предлагаемое исследование даст возможность оценить и сравнить новые возможные конструкции.

Особыми блоками содержания исследования должны быть два важных вопроса. Первый вопрос — о взаимных претензиях народов. Нужно честно и открыто исследовать современное состояние этой наиболее опасной проблемы, но говорить о ней деликатно. Если этого не делаем мы, за нас это будут продолжать делать оппоненты евразийской интеграции.

И второй важный вопрос: какие национально обусловленные ожидания имеются у каждого народа?

Что касается территориального охвата исследования, в идеале оно должно включать все постсоветские страны, за исключением, возможно, прибалтийских, хотя неплохо было бы измерить и культурную дистанцию прибалтийских стран от евразийских ценностей, а также Турцию, Иран, Монголию. Желательно провести исследования и в Афганистане, хотя это затруднительно.

В моноэтнических и многоконфессиональных странах исследование стоит проводить с большими выборками для охвата крупных этнических и конфессиональных сообществ, например, на Украине стоило бы иметь две или три выборки, в Турции — тоже две или три, в России, возможно, четыре или пять, в Иране — две.

Для детальной разработки проекта необходимо собрать совместную группу исследователей всех стран, и логично, чтобы координирующая организация по сбору, интеграции информации имела достаточный опыт в реализации подобных проектов. Очень важно обсудить принцип открытости объединённой базы данных для всех исследователей стран-участников проекта и рамки этой открытости. С одной стороны, открытость базы данных станет реальной платформой и мощным фактором для создания совместных исследовательских групп для проведения углублённых и специфических исследований и, в конечном счёте, для формирования различных вариантов народной объединительной идеологии евразийского пространства.

Однако, с другой стороны, осознавая, что в исследовании будут затронуты чрезвычайно деликатные аспекты, касающиеся национальной безопасности стран, раскрывающие их слабые и болевые точки не только нам, но и нашим недоброжелателям, следует глубоко оценить этот вопрос.

Полагаю, что дискуссии по этому вопросу необходимы, они помогут отыскать те или иные формы и форматы исследования и особенности доступа к базам данных.

На фото: недалеко от географического центра Евразии находится одно из красивейших мест на планете — Телецкое озеро (Республика Алтай, Россия).

1.0x