Авторский блог Алексей Гордеев 00:00 19 декабря 2013

«Майданские мальчики»

"Играть в войнушку" — даже в виде "борьбы майданских мальчиков" на гребне уже возведенных баррикад и, находясь под прицелом сразу с двух враждующих сторон, — занятие для самоубийц. Будем надеяться, что встреча президентов России и Украины, которая состоялась 17 декабря уже после сдачи этого номера в печать, поставит точку в этом марлезонском балете

Не пытайтесь, прочитав заголовок этой статьи, сразу обвинять автора в "гендерном шовинизме" — я прекрасно знаю, что в событиях "евромайдана" принимали участие и очень многие представительницы прекрасной половины человечества.

Эксгибиционисток из Femen, правда, там не было видно — всё-таки не май месяц, да и немного не тот политический вектор у большинства "майданников". Пыталась их подменить постбальзаковского возраста певица и продюсер Руслана (Лыжичко): сначала грозилась принародно сжечь себя, потом — обнажиться, тоже принародно, но, в результате, благоразумно не сделала ни того, ни другого. Пожелаем ей продолжать в том же духе и занять, в конце концов, вакантное пока место украинской Новодворской.

Знаю, что приезжала на Майдан небезызвестная Виктория Нуланд, подружка Хиллари Клинтон, раздавала митингующим печеньки и гарантировала их право занимать центральную площадь украинской столицы всей мощью США, заместителем госсекретаря которых она является.

Прискакала из Москвы еще более узнаваемая Ксюша Собчак, "троянская лошадь Кремля", брала интервью у Виталия Кличко, радовалась тому, что её "встретили, как родную".

Даже американская порнозвезда Саша Грей потребовала: "Киев, оставайся сильным!"

На "баррикадную" новогоднюю ёлку, в конце концов, повесили и огромный баннер с лицом Юлии Тимошенко — а то, что ж это за Майдан без своей "королевы"?

И не в том дело, что нынешний "евромайдан" — куда более брутален и жёсток, чем его предшественник девятилетней давности, что его лидеры, Кличко и Тягнибок — не чета Ющенко и той же Тимошенко. А прежде всего в том, что есть в нашем языке такой общеизвестный фразеологизм: "борьба нанайских мальчиков". Разновидностью которого, похоже, является борьба мальчиков майданских.

И выглядит эта борьба очень похожей на настоящую: с потом, слезами и кровью. Но без этих "спецэффектов" никакой вовлеченности мировых зрителей в события нет и быть не может. А так — к вашим услугам не только Виктория Нуланд, но и германский гомоминистр иностранных дел, лидер "свободных демократов" Гидо Вестервелле, и Джон Маккейн, и кто только ни побывал на этом самом Майдане?! Кто только не высказался в поддержку "украинского народа, выбирающего свободу, несмотря на давление России"? Доллары привозят самолётами прямиком из США, каждому "майданнику" через его "кураторов" платят в день по 250 гривен, это для Украины очень приличные деньги (примерно 1000 рублей). Девиз раннего "евромайдана" — "Мы тут не за деньги!" ("Ми тут не за грошi!") сам собой указывал на его "болевую точку".

А с другой стороны — конечно, Россия, которой совсем не улыбается перспектива получить уж совсем у себя под боком натовские ракеты — а дорога в Евросоюз, как известно, лежит через сотрудничество с НАТО. Россия — это не только газ и нефть, это еще и примерно 7 миллионов рабочих мест для нынешней украинской экономики, из них около 3 миллионов — на территории самой России. Россию можно шантажировать "евромайданом", требуя от неё различных уступок и преференций.

И если в ответ на "выкаченную" Киевом Евросоюзу диспозицию по 20-миллиардной (в долларах) компенсации за финансово-экономические потери от ассоциированного членства в ЕС еврокомиссар по вопросам расширения ЕС и политики добрососедства, выпускник МГИМО Штефан Фюле (Чехия) ответил, что "их (украинской стороны) аргументы не имеют никакой связи с реальностью", а потому с 15 декабря работа над соглашением об ассоциации Украины с Евросоюзом прекращена в связи с "непоследовательностью позиции официального Киева", то в России просьбы-требования 15-миллиардного (опять же, в долларах) "стабилизационного" кредита для "нэзалэжной" с порога отвергать не собираются и, по слухам, намерены удовлетворить — хотя бы частично…

Если это произойдёт, то можно считать, что новый раунд "борьбы майданских мальчиков" был затеян и проведен не напрасно, что достигнутая цель оправдала затраченные на неё средства, выигрыш состоялся.

Правда, Виктор Янукович, помимо финансовой составляющей, явно рассчитывал и на политическую, то есть на то, что из конфликта вокруг "евромайдана" он выйдет в роли общенационального арбитра, примирителя Запада и Востока, а значит — и дееспособного кандидата в президенты на выборах 2015 года. Однако эти расчеты и надежды не оправдались, поскольку в дело вступила "тяжелая артиллерия" — геополитические интересы США.

Полем реванша за дипломатическое поражение Вашингтона на Ближнем Востоке избрана Украина. Согласно ряду сообщений, Виктория Нуланд не только раздавала печенье на Майдане, но и встречалась с рядом олигархов, которые поддерживают Партию регионов и имеют своих представителей в её парламентской фракции: Ринатом Ахметовым, Вадимом Новинским и братьями Клюевыми. Тему этих бесед можно охарактеризовать как политический ультиматум: или выполнение "четырех требований оппозиции", или карательные санкции против европейских и американских активов указанной выше "четвёрки". Требования эти конкретны и просты, поскольку сформулированы самими американскими политтехнологами:
— объявление досрочных президентских выборов;
— объявление досрочных парламентских выборов;
— освобождение Юлии Тимошенко с гарантией её участия в выборах;
— возбуждение уголовных дел против всех сотрудников силовых структур, принявших участие в разгоне "мирных демонстраций".

Понятно, что выполнение всех этих условий означает смену власти на Украине и делает дальнейшую политическую карьеру Виктора Януковича, мягко говоря, сомнительной.

А чтобы у него не оставалось никаких иллюзий по этому поводу, в печати появилась статья тесно связанного с Фондом Карнеги ("мозговой штаб" правящей в США Демократической партии) политтехнолога шведского происхождения Андерса Аслунда, долгое время работавшего экономическим советником правительства Украины. По западным меркам, это смертный приговор Януковичу как политику. Аслунд не только утверждает, что нынешний кризис вызван "хищениями у украинского государства в размере от 8 до 10 млрд. долл. в год его руководителями", но и со знанием дела — советник же! — называет источники и каналы этих хищений: изъятия из "серых" доходов таможенной службы и налогового комитета, коррупция по строительным и другим инфраструктурным проектам, в том числе — во время проведения чемпионата Европы по футболу 2012 года, перепродажа 9 млрд. кубометров дешевого украинского газа по мировым ценам. Аслунд специально оговаривается, что это далеко не все источники доходов "донбассовцев", захвативших власть в Киеве, но самая крупная и подлежащая изъятию их часть.

Выводы Аслунда: "Всех высших должностных лиц, ответственных за тотальное воровство, начиная с февраля 2010 года следует отстранить от власти. После того как бенефициары хищений будут установлены, их нужно вынудить вернуть похищенное в государственную казну. Получатели выгод от этого воровства должны быть принуждены вернуть то, что они добыли незаконно. В обмен на это они должны получить возможность выкупить свою свободу… Если это будет сделано быстро, нынешние проблемы с финансами в Украине исчезнут".

Иными словами, в Вашингтоне жестко дали понять, что не намерены больше терпеть киевскую "многовекторность", а самого Януковича больше не считают "рукопожатным" политиком. И никакие попытки смягчить вынесенный приговор, никакие обещания продолжить евроинтеграцию, не разгонять Майдан и сменить 90% кабинета министров в расчет приниматься больше не будут.

Если бы нынешнюю киевскую власть больше интересовали не проблемы собственного выживания и благополучия, подобное бесцеремонное вмешательство США и ЕС во внутренние дела Украины было бы использовано как повод для смены курса и приведения государственной политики в соответствие с интересами подавляющего большинства украинцев. Но, поскольку это не так, а поведение Януковича всё больше напоминает поведение Горбачёва в 1990-91 годах, появление в украинской политике совершенно иных фигур, которые погонят со сцены всех "майданских мальчиков": и "властных", и "оппозиционных", — выглядит не только предсказуемым, но и фактически неизбежным.

Пространство для политических имитаций на Украине стремительно сокращается. И не потому, что "майданские мальчики" плохо отбывают свой номер — с этим-то как раз всё в порядке. Но прежде всего потому, что "пространство игры" и "пространство войны", несмотря ни на какие торжества постмодернизма, плохо совместимы между собой. Первое еще может быть удобным прикрытием для второго. Но и только.

А "играть в войнушку" — даже в виде "борьбы майданских мальчиков" на гребне уже возведенных баррикад и, находясь под прицелом сразу с двух враждующих сторон, — занятие для самоубийц. Будем надеяться, что встреча президентов России и Украины, которая состоялась 17 декабря уже после сдачи этого номера в печать, поставит точку в этом марлезонском балете.

1.0x