Сообщество «ЦАРЁВА ДРУЖИНА» 16:49 21 сентября 2020

Mετέωρος - «парящий в воздухе»

Из цикла "Никольские храмы как вехи Русской истории". Приложение 3

Окончание. См. предыдущие публикации от 15 и 29 апреля, 14 мая 2017 г., от 30 сентября 2019 г., от 1 и 19 февраля, от 1 и 22 мая, от 5 июня и от 3 июля 2020 г.

Для начала зададимся простым школьным вопросом: Чем отличается метеорит от метеора? Ответ таков: метеорит – это остатки долетевшего до нашей планеты, не полностью сгоревшего космического тела, а метеор – это само явление свечения и его «след», «росчерк», при сгорании в атмосфере Земли дробящихся космических тел. Однако, оба термина имеют одинаковое происхождение – от греческого слова μετέωρος – «парящий в воздухе».

Но есть у слова «метеор» и ещё одно, несколько неожиданное значение. В геологии так называют достигающие иногда высоты 600-от метров над уровнем моря скалы, сложенные песчаником и обломочными горными породами. Расположены они, в основном, в Фессалии – исторической области на севере и северо-востоке Греции. С Х века н.э. метеоры становятся, наряду с Афоном, излюбленным местом для поселения монашества. На вершинах скал обустраиваются одиночные келии, скиты, аскитарии, часовни, а где площадь скальной вершины позволяла, возводились небольшие храмы и монастыри, получившие название Метеорских. Из некогда существовавших 24-х подобных монастырей ныне сохранились и действуют два женских и четыре мужских монастыря. Все они включены в юрисдикцию митрополии Стаги и Метеор Православной греческой церкви. С 1988 года они включены в список объектов Всемирного наследия и являются излюбленным местом для посещения многочисленными паломниками и ещё более многочисленными любопытствующими туристами.

С одним из таких монастырей мы и собирались познакомиться в конце моего предыдущего материала от 3 июля с.г. Итак – мужской монастырь Святого Николая Анапавсаса.

двойной клик - редактировать изображение

Чтобы попасть в монастырь нужно сперва взойти по 143 ступеням по склону зелёного холма, а уже потом – по 85 ступеням, вырубленным в песчанике. А пока мы будем подниматься, экскурсовод скажет нам несколько слов о таком необычном подвижническом подвиге, как столпничество…

В Православии святые прославляются в ликах, а сам лик, в котором прославлен святой, зависит от характера подвижнической деятельности святого и его кончины. Всего таких ликов насчитывается восемнадцать, из которых два – блаженные и юродивые – схожи между собой, но к блаженным святых относят по традиции поименования (Блаженный Августин, Блаженная Матрона), а юродивые – это те, кто приняли на себя вид безумцев, и, укрепляясь в подвиге строгой аскезы, использовали своё положение, прежде всего, для того, чтобы «творить дела Правды Божией». Подвиг этот весьма редок…

Но не менее редким, чем юродство, является подвиг столпничества (в западной церкви известен вообще только один столпник – святой Вульфилаих (ск. в конце VI в.), подвизавшийся в Арденнах, горной системе на территории современных Германии, Франции, Бельгии и Люксембурга).

Делание столпничества заключается в почти беспрерывном совершении молитвы «на столпе», которым служит некое удалённое от мира возвышение (небольшая площадка); нерукотворное, как холм или скала, или рукотворное – каменная башня, деревянная вышка и т.д. От Господа Бога столпник наделяется дарами предвидения, рассуждения, целительства…

Основателем этого вида подвижничества считается сирийский монах Симеон Столпник (ок. 390 – 459). Из семидесяти лет своей жизни более половины он провёл в молитве на каменном «столпе», сохранившимся до сих пор и ставшим объектом постоянного паломничества верующих…

Подвиг столпничества, по свидетельству Св. Ефрема Сирина, восходит ко временам первых пустынников, и, как уже было сказано, является очень редким. В этом лике прославлялось не более одного – двух подвижников за столетие! Особо почитается среди них живший в Малой Азии монах Алипий. Предание приписывает ему исключительно долгую жизнь – с 522 года по 640-ой! Из них – по разным источникам - он провёл «на столпе» от 53 до 66 лет! Подтверждением столь долгой, почти невероятной, продолжительности жизни может служить то, что в юности он, как следует из его Жития, был диаконом епископа Андрианопольского Феодора, правившего своей епархией в первой трети VI века, а умер во времена византийского Императора Ираклия Первого, царствовавшего с 610 по 641 гг.!

Подвиг столпничества считается подвигом монашеским, но, разумеется, как и в пУстыни от мира сего удалялись люди не только иноческого звания, так и подвизаться «на столпах» могли и простые смертные. Но, вероятно, таковых за всю историю Православия были единицы…

Если условия на холме или скале позволяли, то на них возводились небольшие храмы, обустраивались монастыри, и тогда сами обители превращались в неких «столпников», «парящих в воздухе», а их монахи уподоблялись метеорам…

Но не только в Греции существовали метеорные монастыри. На весь мир известен так называемый Кацхийский Столп в Имеретии (Западная Грузия), недалеко от города Чиатура. Считается, что храм на нём был сооружён между VI и VIII вв. и действовал до Османского вторжения в Грузию. Впоследствии храм был заброшен, а первое упоминание о нём тысячелетие спустя после его возведения принадлежит грузинскому принцу, путешественнику и географу Вахушти Багратиони (1696-1757). Попытки принца взобраться на 40-метровый известковый монолит, на котором он разглядел некое сооружение, напоминающее древний храм, не увенчались успехом, как, впрочем, и старания других исследователей попасть на вершину скалы. Только в 1944 году группа альпинистов, в которую входил известный грузинский писатель и историк Леван Готуа (1905-1973), смогла подняться на Кацхийский Столп и произвести первые замеры и описания сохранившихся фрагментов зданий, а также нескольких обнаруженных там захоронений.

двойной клик - редактировать изображение

В 1993 году у подножия «столпа» поселился благочестивый монах Максим, чьим подвижничеством к месту сему было привлечено внимание православной общественности, а позднее – и грузинского правительства. После десятилетних поисков и раскопок, в 2009 году храм был восстановлен и освящён в честь Максима Исповедника (580-662), известного борца с ересями монофелитства и цезарепапизма.

двойной клик - редактировать изображение

Почитание Максима Исповедника в Грузии не случайно – «подлинный отец византийского богословия» (определение протоиерея Иоанна Мейендорфа) скончался в Южной Сванетии, куда был сослан по указу императора Константа II (630-668, время правления 641-668). Однако, кому изначально был посвящён храм на Кацхийском Столпе остаётся неизвестным, а, учитывая широкое почитание Архиепископа Мир Ликийских в Грузии, рискну предположить, что он вполне мог носить имя Угодника Божия Николая, что и оправдало бы в глазах читателей столь длинное отступление от нашей основной темы…

Ну вот, мы с вами и добрались до монастыря Николая Анапавсаса. Его основателем считается живший в XIII веке монах Никанор Анапавсас (с греческого – «успокоитель», «утешитель»). Сооружение имеет как бы три уровня – наверху находится часовня Святого Антония, площадь алтаря которой 4 квадратных метра, так что находится в ней может лишь сам священнослужитель, на втором уровне – собственно храм Николая Чудотворца, сохранившееся здание датируется XVI-ым веком, а внизу расположены усыпальница, трапезная и братские кельи. Главной достопримечательностью храма, помимо необычности самого его расположения и соответствующей такому месту архитектуры, является настенная роспись, сделанная известнейшим критским художником-иконописцем Феофаном Стрелитзасом Бафа (1500-1559). Роспись храма Николая Анапавсаса является одной из первых масштабных работ монаха-живописца (1527 год), но и в ней, несмотря на ограниченность живописного пространства, он смог явить свой необычайный талант в полном объёме!

двойной клик - редактировать изображение

Не торопясь рассмотрим эти иконописные шедевры, и расстанемся, надолго сохраняя в сердце память о «парящих в воздухе» «метеорах», чьё движение направлено не как у их космических однофамильцев с неба на землю, а напротив, он земли - к небу, «горЕ», как сказали бы в старину…

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

двойной клик - редактировать изображение

PS. Когда после дачного сезона я вернулся в Москву с готовой, заключительной третьей частью Приложения к «Никольским храмам…», то меня уже ожидал целый пакет электронных писем от нашего блогера Алины Ухановой с материалами «по следам» её путешествий, имеющих отношение к теме моих очерков, заведомо снабжённые соответствующими поисковыми ссылками. Что ж, ставлю многоточие вместо точки, а там – как Бог сподобит…

1.0x