Киевский режим не оставляет попыток уничтожить Украинскую православную церковь. В своей сатанинской злобе нацисты демонстрируют неимоверную жестокость и цинизм. Так, в отобранном храме Кирилла и Мефодия в городе Умань (Черкасская область) власти устроили склад. Прихожан у раскольнической ПЦУ всё равно нет, чего добру пропадать. И секретарь синодальной богословско-литургической комиссии ПЦУ Андрей Дудченко не увидел ничего страшного в переоборудовании храма в склад. "Ну не туалет же сделали, всё-таки", — написал он. Подчеркну, это заявляет человек, называющий себя священником.
Мало того, если бы он был не то, что священником, а хотя бы христианином, то не оправдывал бы превращение храма в склад и, тем более, не издевался бы.
Так можно оправдать любое зло: пришли какие-то молодчики, людей побили, храм отобрали, но ведь не убили же! По версии Дудченко, община превращённого в склад храма ещё должна властям и раскольникам спасибо сказать.
При этом раскольники недавно на униатов обиделись. Дело в том, что в этом году исполняется 400 лет со дня смерти Иосафата Кунцевича, и Украинская греко-католическая церковь широко празднует этот юбилей. Для униатов он "апостол единства и символ УГКЦ". Оно и понятно, уния насаждалась кровью, насилием и обманом. Именно на этом поприще и "потрудился" Кунцевич.
Родился он в 1580 году на Волыни в семье православных, в крещении был назван Иоанном. Его отец был то ли небогатым купцом, то ли сапожником. Ещё подростком, вскоре после Брестской унии 1596 года, Кунцевич переехал вместе с родителями в Вильно. Около 1604 года он был пострижен в монашество с именем Иосафат, а в 1618 году стал униатским архиепископом Полоцка. Именно на этой должности начал страшные гонения на православных. На Кунцевича поступали многочисленные жалобы со стороны православных, где он обвинялся в различного рода зверствах. Так, в 1623 году в Варшаве состоялся сейм, на котором выступил православный шляхтич Лаврентий Древинский. Потребовав прекратить преследования православных, он сказал: "Мы ничего не просим, кроме того, что уже более 600 лет нам принадлежит, что, как святыню, всегда сохраняли нам польские короли, что утвердил за нами и сам нынешний король своею присягою при своём восшествии на престол, и самим делом предоставив нашему патриарху посвятить нам митрополита… В Литве Полоцкий архиепископ 5 лет уже держит запечатанными православные церкви Орши и Могилёва. Граждане полоцкие и витебские, которые не могут иметь в городе, по запрещению того же архиепископа, ни церкви, ни даже дома для отправления своего богослужения, принуждённые по воскресным и праздничным дням выходить для того за заставы в поле, да и то без священника, так как ни в городе, ни близ города им не позволено иметь своего священнослужителя… Наконец, вот дело ужасное, невероятное, варварское и свирепое: в прошлом году в том же литовском городе Полоцке тот же апостат-епископ, чтобы ещё более досадить горожанам, намеренно приказал выкопать из земли христианские тела, недавно погребённые в церковной ограде, и выбросить из могил на съедение псам, как какую-нибудь падаль".
Дошло до того, что гетман Ян Сапега, сам сторонник унии, отреагировал на жалобы и сделал Кунцевичу выволочку: "Когда насилуете совести людские, когда запираете церкви, чтобы люди без благочестия, без христианских обрядов, без священных треб пропадали, как неверные, когда своевольно злоупотребляете милостями и преимуществами, от короля полученными, то дело обходится и без нас; когда же по поводу этих беспутств в народе волнение, которое надобно усмирять, тогда нами дыры затыкать хотите!.. Печатать и запирать церкви и ругаться над кем-либо ведёт только к пагубному разрушению братского единомыслия и взаимного согласия".
В результате зверства Кунцевича привели к тому, что во время его визита в Витебск местные жители при поддержке Виленского братства и казаков забили этого изувера насмерть. В 1867 году папа Пий IX провозгласил Кунцевича "святым".
С униатами понятное дело: десятилетиями на Западной Украине культивировали бандеровщину и 10 лет назад устроили кровавый майдан в Киеве. Если до 2014-го униаты воспринимались как такая особая галичанская церковь, то после майдана и гражданской войны в Донбассе их храмы появились в Харькове, Запорожье, Одессе… Уния возникла как инструмент уничтожения Православия, таковым инструментом она остаётся и по сей день. Но чествование Кунцевича возмутило ПЦУ. "Клирик" ПЦУ Виктор Мартыненко написал: "При всём моём уважении к братьям-католикам, приверженности межконфессиональному миру и диалогу, меня глубоко смущают и возмущают показательные почитания годовщины смерти одного церковного деятеля, которую помпезно празднуют в эти дни. Фанатик, маниакальной жестокости которого удивлялись даже единомышленники, сегодня почитается как апостол единства. Вы серьёзно? Тот, кто из ненависти к православным даже мёртвых выкапывал и выбрасывал псам, "апостол единства"? Преследования, погромы, религиозная нетерпимость, надругательство над святынями — это наследие бешеного полоцкого архиепископа. Неужели он сейчас нам нужен?" — написал Мартыненко.
И, вроде, всё сказано по делу. Вот только есть одно "но": ПЦУ сегодня настоящие наследники Кунцевича, ничуть не хуже униатов. Это они ныне избивают священников и верующих Украинской православной церкви, это они выбрасывают на улицу престолы из захваченных храмов и молитвословы на церковнославянском языке…
Чего стоит один только случай с монастырём Рождества Богородицы в Черкассах. 20 ноября бандиты в камуфляже захватили этот монастырь. И слово "бандиты" тут ни разу не преувеличение. Они сломали священнику челюсть, нескольким людям отбили почки, покалечили, насельниц монастыря выгнали на улицу. Смотрю фото и видеокадры этого побоища и думаю: на Украине людоловы из военкоматов на улицах ловят людей и отправляют на фронт умирать за интересы Запада, а почему эти быки не на фронте, а в тылу захватывают чужие святыни?
А сколько таких случаев по всей Украине? В декабре прошлого года вот такие скоты (прости, Господи, иначе о них сказать не получается) травили газом людей в кафедральном соборе в моём родном Ивано-Франковске, кувалдой выбивали двери собора в Белой Церкви, били верующих молотками в селе Задубровка под Черновцами… — случаев не счесть. При этом глава ПЦУ Сергей (Епифаний) Думенко или просто молчал, или награждал бандитов. По данным украинской Государственной службы по делам этнополитики и свободы совести, с начала СВО в ПЦУ перевели 884 храма. А людей в этих захваченных храмах нет. К примеру, на всенощном бдении Преображения в Трапезном храме отобранной у УПЦ Киево-Печерской лавры было аж пять человек. Когда Лавра принадлежала Церкви, на таких службах молились тысячи прихожан. Но пятеро — то ещё много. В захваченном соборе в честь Казанской иконы Божией Матери в Хмельницком на "службах" людей нет вообще. Как гласит народная мудрость: к пустому колодцу народ не идёт.
Что бы ни делали власти, как бы ни старались боевики нацистских бандформирований и раскольники из ПЦУ, ничего более, чем отобрать храмы, они сделать не могут. Они не могут понять простой истины: люди знают, где Христос, где Его Церковь.
Руслан Калинчук